Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

К ВОПРОСУ О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Тухфатуллова М.С. 1 Парфилова Г.Г. 1
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет
1. Крылов Д. Национал-патриотическая поляна России // Новое время. 2009. №10 (106). С. 12-14.
2. Попов Е.О. Правовые основы военно-патриотического воспитания молодежи в России / Е.О Попов // Право в Вооруженных силах. 2009. №6. С.50-54.

Актуальность темы исследования обусловлена процессами, происходящими в российском обществе в настоящее время. Распад СССР привел к утрате идеологии государства, граждане огромной, многонациональной страны остались без объединяющего начала. В этот сложный исторический период изменились не только политический курс государства и система экономических отношений, но также такие важные элементы как институт семьи, система образования и средства массовой информации. Как следствие мы можем наблюдать девальвацию многих ценностей: семьи, традиций, природы, образования, в том числе снижение интереса к изучению отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа, за которым следует постепенная утрата патриотического сознания. Это влечет за собой развитие эгоизма, индивидуализма, равнодушия к чужим бедам, неуважительного отношения к старшему поколению, государственным и социальным институтам, цинизма, национального безразличия в общественном сознании. Если в 1987 г. патриотами своего Отечества себя считали 93% опрошенных, то уже в 1991 г. этот показатель составил менее половины – 42%, а в 1998 г. таковыми считали себя не более 23% опрошенных [2, с. 50].

Об остроте вопросов, связанных с патриотическим воспитанием свидетельствует их рассмотрение на высоком государственном уровне, что находит последующее отражение в конкретных законодательных актах: Законе Российской Федерации «Об образовании», Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.» и являющейся ее логическим продолжением Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России на 2006-2010 гг.». Программные документы и мероприятия содействуют ценностному самоопределению молодежи, формированию у них патриотических убеждений, гражданской позиции.

Противостоять деструктивному влиянию на молодежь, в том числе на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, призвана государственная политика в области воспитания, которая приобретает все более целостный, системный характер. Она направлена на формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, на предотвращение искажений системы ценностей и укрепление международного престижа России.

Проблеме теории и практики патриотического воспитания детей в современных условиях посвящены работы таких авторов как: И.А. Агаповой, Т.Н. Антоновой, Е.П. Арнаутовой, О.А. Артамоновой, М.П. Бузского, В.В. Дьяченко, Т.Т. Зубовой, О.А. Князевой, Т.С. Комаровой, С.А. Козловой, Л.Л. Кондрыкинской, В.Ф. Фроловой и др.

Целью исследования является изучение и диагностика компонентов патриотизма и обоснование целесообразности специальной психолого-педагогической работы по его повышению.

Объектом исследования выступает процесс патриотического воспитания детей.

Предмет исследования – организация деятельности по воспитанию патриотизма у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Анализ психолого-педагогической литературы для определения содержания понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание».

2. Рассмотреть особенности патриотического воспитания детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

3. Определить уровни сформированности патриотизма у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

4. Обосновать целесообразность и разработать рекомендации по повышению уровня патриотизма.

Гипотеза исследования:

- сформированность патриотизма и патриотической воспитанности у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находится на среднем уровне, что является обоснованием для организации специальной психолого-педагогической работы по патриотическому воспитанию.

Исследование проводилось на базе городского социального приюта для детей и подростков «Гаврош» республики Татарстан в эксперименте приняли участие 12 воспитанников разных возрастов. Из них 4 подростка и 8 воспитанников младшего школьного возраста.

По поставленным задачам были получены следующие результаты:

Патриотизм – это любовь к своему Отечеству, к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному и государственному строю. Патриотизм – это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость (И.Е.Кравцов).

Под патриотическим воспитанием вслед за Т.А. Куликовой мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – это дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, оказавшиеся в социально-опасном положении, попавшие в трудную жизненную ситуацию, зачастую оторваны от родных семей, у них потеряна связь с прошлым, прервана преемственность поколений. Равнодушие подрастающего поколения к патриотическим идеалам, чаще всего, возникает от незнания.

Дети и подростки не всегда знают историю родного края, культуру города, его почетных граждан.

В ходе опытно-экспериментальной работы, для выявления трех аспектов патриотизма – когнитивного (знания), эмоционального (отношение), поведенческого (действия) – нами были использованы следующий комплекс методик: для подростков – опросники «Патриотизм – это…» (знания), Опросник с использованием элементов методик «Личностный рост учащихся» (отношение), «Закончи предложение» (действия), для детей младшего школьного возраста – «Я - патриот» (знания), «Мое отношение к малой Родине» (отношение), «Закончи предложение» (действия).

В результате изучения уровня когнитивного компонента по патриотическому воспитанию мы выявили, что доминирует средний уровень знаний по патриотизму и составляет: у подростков 75%, у младших школьников 62,5%. Низкий уровень знаний по патриотическому воспитанию составляет у подростков 25%, у младших школьников 25%, наименее выражен высокий уровень знаний по патриотическому воспитанию: подростки 0%, младшие школьники-12,5% .

Все дети ответили на вопрос о том, в какой стране мы живем, однако, у некоторых детей вызвало затруднение задание, где надо было определить какие высказывания относятся к патриотизму. У этих детей нет любимых мест в городе, и их не интересует история России, Казани.

В результате изучения уровней сформированности отношения к патриотизму мы выявили, что у всех преобладает средний уровень, и он составляет: у подростков 60%, у младших школьников – 87,5%. У подростков низкий уровень составил 40%, у младших школьников – 12,5%, высокий уровень 0% и у подростков, и у младших школьников. В своем поведении дети мало проявляют эмоционального отношения к нормам патриотического воспитания, не испытывают особой любви к Родине, к природе родного края, хотя явно выражена любовь к близким, и способность сочувствовать окружающим.

Следующим этапом было изучение поведенческого компонента. Мы выявили, что 50% подростков и 62,5% младших школьников обязательно помогут воспитателям во время уборки, хотя половина детей сделают это с неохотой. На природе, когда они выезжают за город, дети обычно гуляют (подростки 75%, младшие школьники 87,5 %) ловят насекомых (подростки 50%, младшие школьники 62,5%), собирают грибы и ягоды (подростки 75%, младшие школьники 50%). Лишь 25% подростков и 37,5% младшие школьников, увидев, что друг разбрасывает хлеб на улице, пожаловались бы воспитателям. Большинство детей не знают как вести себя в городе, если потерялся, к кому надо обратиться, куда идти. На вопрос о том, что наш город – это …, дети отвечали, что это прекрасное, живописное место, находится на берегу реки, у нас много памятников. На вопрос о рисунках дети отвечали, что они рисуют природу, Кремль, Москву, Городище и т.д.

В ходе исследования мы выявили доминирование средних показателей патриотизма, это говорит о том, что нужно организовать работу по повышению уровня патриотизма у детей.

Для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, разработана и успешно внедряется программа патриотического воспитания, основной целью которой является формирование личности воспитанника, обладающего общечеловеческими ценностями, прочными гражданскими позициями, способного к адаптации в обществе и проявлению активной гражданской позиции.

Среди приоритетных направлений патриотического воспитания можно выделить следующие:

- Духовно-нравственное направление.

- Культурно-историческое направление.

- Гражданско-правовое направление.

- Военно-патриотическое направление.

Исходя из структуры патриотической компетентности (когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты) работу, направленную на повышение уровня патриотической воспитанности можно разделить на следующие блоки:

- для совершенствования когнитивного компонента (знания, умения, навыки) – включение в процесс обучения предметов гуманитарного цикла. Овладение историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением патриотических чувств. На уроках литературы на примерах положительных героев художественных произведений формируются нравственные идеалы молодежи, устанавливается живая связь прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину и народ, проведение семинарских занятий, диспутов, разрешение проблемных ситуаций на патриотическую тему;

- для совершенствования эмоционального компонента (отношение) – проведение тренинговых занятий, игр и упражнений, посещение музеев, встречи с известными людьми, знакомство детей с героями страны;

- так как деятельность связана с отношением к родине, то для совершенствования поведенческого компонента (деятельность) используются те же методы: проведение тренинговых занятий, игр и упражнений, выезды в учебные заведения (например, танковое училище, суворовское училище), встречи с известными людьми, знакомство детей с героями страны.


Библиографическая ссылка

Тухфатуллова М.С., Парфилова Г.Г. К ВОПРОСУ О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13900 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674