Актуальность темы исследования обусловлена процессами, происходящими в российском обществе в настоящее время. Распад СССР привел к утрате идеологии государства, граждане огромной, многонациональной страны остались без объединяющего начала. В этот сложный исторический период изменились не только политический курс государства и система экономических отношений, но также такие важные элементы как институт семьи, система образования и средства массовой информации. Как следствие мы можем наблюдать девальвацию многих ценностей: семьи, традиций, природы, образования, в том числе снижение интереса к изучению отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа, за которым следует постепенная утрата патриотического сознания. Это влечет за собой развитие эгоизма, индивидуализма, равнодушия к чужим бедам, неуважительного отношения к старшему поколению, государственным и социальным институтам, цинизма, национального безразличия в общественном сознании. Если в 1987 г. патриотами своего Отечества себя считали 93% опрошенных, то уже в 1991 г. этот показатель составил менее половины – 42%, а в 1998 г. таковыми считали себя не более 23% опрошенных [2, с. 50].
Об остроте вопросов, связанных с патриотическим воспитанием свидетельствует их рассмотрение на высоком государственном уровне, что находит последующее отражение в конкретных законодательных актах: Законе Российской Федерации «Об образовании», Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.» и являющейся ее логическим продолжением Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России на 2006-2010 гг.». Программные документы и мероприятия содействуют ценностному самоопределению молодежи, формированию у них патриотических убеждений, гражданской позиции.
Противостоять деструктивному влиянию на молодежь, в том числе на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, призвана государственная политика в области воспитания, которая приобретает все более целостный, системный характер. Она направлена на формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, на предотвращение искажений системы ценностей и укрепление международного престижа России.
Проблеме теории и практики патриотического воспитания детей в современных условиях посвящены работы таких авторов как: И.А. Агаповой, Т.Н. Антоновой, Е.П. Арнаутовой, О.А. Артамоновой, М.П. Бузского, В.В. Дьяченко, Т.Т. Зубовой, О.А. Князевой, Т.С. Комаровой, С.А. Козловой, Л.Л. Кондрыкинской, В.Ф. Фроловой и др.
Целью исследования является изучение и диагностика компонентов патриотизма и обоснование целесообразности специальной психолого-педагогической работы по его повышению.
Объектом исследования выступает процесс патриотического воспитания детей.
Предмет исследования – организация деятельности по воспитанию патриотизма у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Анализ психолого-педагогической литературы для определения содержания понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание».
2. Рассмотреть особенности патриотического воспитания детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
3. Определить уровни сформированности патриотизма у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
4. Обосновать целесообразность и разработать рекомендации по повышению уровня патриотизма.
Гипотеза исследования:
- сформированность патриотизма и патриотической воспитанности у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находится на среднем уровне, что является обоснованием для организации специальной психолого-педагогической работы по патриотическому воспитанию.
Исследование проводилось на базе городского социального приюта для детей и подростков «Гаврош» республики Татарстан в эксперименте приняли участие 12 воспитанников разных возрастов. Из них 4 подростка и 8 воспитанников младшего школьного возраста.
По поставленным задачам были получены следующие результаты:
Патриотизм – это любовь к своему Отечеству, к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному и государственному строю. Патриотизм – это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость (И.Е.Кравцов).
Под патриотическим воспитанием вслед за Т.А. Куликовой мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – это дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, оказавшиеся в социально-опасном положении, попавшие в трудную жизненную ситуацию, зачастую оторваны от родных семей, у них потеряна связь с прошлым, прервана преемственность поколений. Равнодушие подрастающего поколения к патриотическим идеалам, чаще всего, возникает от незнания.
Дети и подростки не всегда знают историю родного края, культуру города, его почетных граждан.
В ходе опытно-экспериментальной работы, для выявления трех аспектов патриотизма – когнитивного (знания), эмоционального (отношение), поведенческого (действия) – нами были использованы следующий комплекс методик: для подростков – опросники «Патриотизм – это…» (знания), Опросник с использованием элементов методик «Личностный рост учащихся» (отношение), «Закончи предложение» (действия), для детей младшего школьного возраста – «Я - патриот» (знания), «Мое отношение к малой Родине» (отношение), «Закончи предложение» (действия).
В результате изучения уровня когнитивного компонента по патриотическому воспитанию мы выявили, что доминирует средний уровень знаний по патриотизму и составляет: у подростков 75%, у младших школьников 62,5%. Низкий уровень знаний по патриотическому воспитанию составляет у подростков 25%, у младших школьников 25%, наименее выражен высокий уровень знаний по патриотическому воспитанию: подростки 0%, младшие школьники-12,5% .
Все дети ответили на вопрос о том, в какой стране мы живем, однако, у некоторых детей вызвало затруднение задание, где надо было определить какие высказывания относятся к патриотизму. У этих детей нет любимых мест в городе, и их не интересует история России, Казани.
В результате изучения уровней сформированности отношения к патриотизму мы выявили, что у всех преобладает средний уровень, и он составляет: у подростков 60%, у младших школьников – 87,5%. У подростков низкий уровень составил 40%, у младших школьников – 12,5%, высокий уровень 0% и у подростков, и у младших школьников. В своем поведении дети мало проявляют эмоционального отношения к нормам патриотического воспитания, не испытывают особой любви к Родине, к природе родного края, хотя явно выражена любовь к близким, и способность сочувствовать окружающим.
Следующим этапом было изучение поведенческого компонента. Мы выявили, что 50% подростков и 62,5% младших школьников обязательно помогут воспитателям во время уборки, хотя половина детей сделают это с неохотой. На природе, когда они выезжают за город, дети обычно гуляют (подростки 75%, младшие школьники 87,5 %) ловят насекомых (подростки 50%, младшие школьники 62,5%), собирают грибы и ягоды (подростки 75%, младшие школьники 50%). Лишь 25% подростков и 37,5% младшие школьников, увидев, что друг разбрасывает хлеб на улице, пожаловались бы воспитателям. Большинство детей не знают как вести себя в городе, если потерялся, к кому надо обратиться, куда идти. На вопрос о том, что наш город – это …, дети отвечали, что это прекрасное, живописное место, находится на берегу реки, у нас много памятников. На вопрос о рисунках дети отвечали, что они рисуют природу, Кремль, Москву, Городище и т.д.
В ходе исследования мы выявили доминирование средних показателей патриотизма, это говорит о том, что нужно организовать работу по повышению уровня патриотизма у детей.
Для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, разработана и успешно внедряется программа патриотического воспитания, основной целью которой является формирование личности воспитанника, обладающего общечеловеческими ценностями, прочными гражданскими позициями, способного к адаптации в обществе и проявлению активной гражданской позиции.
Среди приоритетных направлений патриотического воспитания можно выделить следующие:
- Духовно-нравственное направление.
- Культурно-историческое направление.
- Гражданско-правовое направление.
- Военно-патриотическое направление.
Исходя из структуры патриотической компетентности (когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты) работу, направленную на повышение уровня патриотической воспитанности можно разделить на следующие блоки:
- для совершенствования когнитивного компонента (знания, умения, навыки) – включение в процесс обучения предметов гуманитарного цикла. Овладение историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением патриотических чувств. На уроках литературы на примерах положительных героев художественных произведений формируются нравственные идеалы молодежи, устанавливается живая связь прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину и народ, проведение семинарских занятий, диспутов, разрешение проблемных ситуаций на патриотическую тему;
- для совершенствования эмоционального компонента (отношение) – проведение тренинговых занятий, игр и упражнений, посещение музеев, встречи с известными людьми, знакомство детей с героями страны;
- так как деятельность связана с отношением к родине, то для совершенствования поведенческого компонента (деятельность) используются те же методы: проведение тренинговых занятий, игр и упражнений, выезды в учебные заведения (например, танковое училище, суворовское училище), встречи с известными людьми, знакомство детей с героями страны.
Библиографическая ссылка
Тухфатуллова М.С., Парфилова Г.Г. К ВОПРОСУ О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13900 (дата обращения: 21.11.2024).