Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РОЛЬ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНЖЕНЕРА-ПРОГРАММИСТА

Сибилева Н.С. 1 Майорова Е.С. 1 Долгушина Т.Н. 1
1 Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
1. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998.
2. Зырянова Г.Б. Развитие профессионально важных качеств будущего техника-программиста / Г.Б. Зырянова // Среднее профессиональное образование, 2008. № 5. С. 69-70.
3. Добрянский Ф. Управление фрилансерами: Методы и практика /Ф. Добрянский. М.: «Альпина Паблишер», 2009. 132 с.
4. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Митина. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 368 с.
5. Мустафина Д.А. Модель конкурентоспособности будущего инженера-программиста / Д.А. Мустафина, Г.А. Рахманкулова, Н.Н. Короткова // Современные наукоемкие технологии, 2010. № 8. С. 16-20.
6. Осадчий В.В. Анализ проблемы профессиональной подготовки программиста и пути ее решения / В.В. Осадчий, Е.П. Осадчая // Образовательные технологии и общество, 2014. Т. 17. № 3. С. 362-377.
7. Насиханова А.З. Критерии и уровни сформированности иноязычной компетенции у студентов / А.З. Насиханова, Л.Н. Давыдова // Гуманитарные исследования, 2014. № 2 (50). С. 26-30.
8. Турбина Е.П. Специфика развития иноязычного когнитивного потенциала студентов неязыковых специальностей вуза / Е.П. Турбина // Вестник Шадринского государственного педфагогического института, 2013. № 3 (19). С. 96-103.
9. Насиханова А.З. К вопросу о сущности понятия «иноязычная компетенция» / А.З. Насиханова // Гуманитарные исследования, 2013. № 2 (46). С. 41- 46.

Современный мир диктует тенденцию к повсеместной компьютеризации. Многие процессы производства, торговли, сферы услуг и финансов становятся автоматическими, что ведет к появлению профессий, требующих определенную (специфическую) квалификацию, например, профессия инженера-программиста. При этом ежегодно бурно происходит расширение внешнеэкономических связей России, как следствие, ее выход на международный рынок, а это означает необходимость изучать и работать с новыми иностранными средствами телекоммуникаций и связи, компьютерными технологиями, вычислительными сетями. Именно поэтому программисту просто необходимо изучать и знать иностранные языки. Это связано с тем, что доминирующими сферами деятельности специалистов данной профессии являются различные консультирования по вопросам создания программного обеспечения и предоставления помощи относительно технических аспектов компьютерных систем; разработка индивидуального программного обеспечения (на заказ); предоставление услуг по системному анализу, программированию и сопровождению, консультирование относительно типа и конфигурации компьютерных технических средств и использования программного обеспечения. Все эти услуги могут быть оказаны в том числе иностранной компании. Так кто же такие программисты и каково место иноязычной компетентности в структуре профессиональной компетентности инженера-программиста?

Согласно определению, указанному в большом толковом словаре русского языка [1] программист – это специалист, занимающийся программированием компьютерных программ. Но, к сожалению, это слишком общая формулировка для столь многогранной сферы деятельности человека, которая используется в широчайшем круге профессий. В настоящее время, широко применяется классификация программистов на прикладных и системных. Прикладным называется программист, программы которого предназначены для решения прикладной задачи, удовлетворяющей потребности конечного пользователя и, по замыслу классификации, лежащей вне компьютерной сферы. Системным называется программист, программы которого предназначены для обеспечения работы компьютера и используются другими компьютерными специалистами [2].

Однако, есть другая категория программистов, которые занимаются «фрилансом». Рынок фриланс-услуг в настоящее время уже достаточно развит в Западной Европе и США и стремительно развивается в России и странах СНГ, привлекая всё новых участников как со стороны исполнителей, предлагающих свои услуги, так и со стороны частных лиц и организаций, готовых к сотрудничеству на удалённой основе [3]. При таком способе работы существует огромное количество плюсов как для программиста-фрилансера, так и для работодателя. Например, программист выполняет только возложенную на него работу, он оптимально организует время между работой и своими личными делами. Что касается работодателя, то выгода для него очевидна: работодатель может привлекать к работе высококлассных специалистов из различных городов, регионов, экономя при этом на дорогостоящем офисе.

Чтобы иметь возможность работать в престижной организации и с крупными заказчиками, программист должен обладать некоторыми важными качествами. Наиболее важным качеством является профессиональная компетентность, включающая в себя специальную, социальную, информационную, правовую, коммуникативную, иноязычную и другие виды компетенций. Компетентность – это совокупность знаний и умений, которые необходимы специалисту для реализации эффективной деятельности: умения анализировать и прогнозировать результаты работы, использовать современную информацию относительно определенной отрасли производства. То есть, иными словами, это умение человека правильно выполнять собственную работу.

Профессиональная компетентность – характеристика, которая отображает деловые и личностные качества специалиста-программиста, отображает уровень знаний, умений, опыта, достаточных для того, чтобы достичь цели в определенном виде профессиональной деятельности, а также моральную позицию специалиста [4]. Критерием профессиональной компетентности является общественное значение результатов работы специалиста, его авторитет в конкретной области знаний.

Профессиональная компетентность является достаточно многоаспектным явлением и складывается с учетом индивидуальных характеристик и качеств того или иного человека. Так, говоря о специалисте-программисте, можно привести в пример некоторые личные качества, напрямую влияющие на профессиональную компетентность, а именно: постоянное стремление к саморазвитию, творческим способам решения задач, интерес к инновационным разработкам и новым технологиям, поскольку языки и инструменты разработки постоянно развиваются. Также существенно важно обладать хорошей коммуникацией и опытом работы в команде, т.к. это способствует более эффективной работе с коллегами для достижения общих целей, а также помогает оставаться увлеченным и полным энтузиазма [5].

Помимо всего программисту необходимо обладать так называемым инженерным мышлением. Оно подразумевает, что будущий инженер-программист или уже достаточно опытный специалист способен быстро, точно и оригинально решать ординарные и неординарные задачи в определенной предметной области [6]. Умение анализировать структуру, состав и принцип работы технических устройств, построение модели решаемой задачи, определение оптимальных путей решения – всё это неотъемлемая часть инженерного мышления.

Иноязычная компетенция – это интегративное образование личности, имеющее системную организацию и сложную структуру, представленную совокупностью и взаимодействием знаний, умений, навыков, опыта деятельности (результатов образовательного процесса), а также системой ценностных отношений и качеств личности [7]. Иноязычную компетенцию рассматривают и как готовность к адекватному речевому поведению в актах профессиональной коммуникации [8].

Структура иноязычной компетенции состоит из предметно-речевых и контекстно-речевых компетенций. Предметно-речевые позволяют владеть речевыми алгоритмами, извлекать релевантную оперативную информацию о технологическом процессе и оперировать его характеристиками. Контекстно-речевые компетенции обеспечивают точное понимание иноязычной информации.

Необходимость развития иноязычного потенциала у программиста, особенно возросла в настоящее время в связи с развитием международных контактов, освоением новых технологий и интенсификацией профессиональной деятельности в тесном контакте с зарубежными специалистами. Помимо этого, большинство современных программных продуктов разрабатывается за рубежом, и надлежащее их использование требует изучения документации, написанной, в большинстве случаев, на иностранном языке. Следует отметить и тот факт, что для современного специалиста иностранный язык является не столько средством иноязычной коммуникации, сколько действенным фактором профессионально-личностного развития, саморазвития и профессионально-творческой самореализации, определяя степень его профессиональной мобильности и продуктивности.

Во всех вузах России иностранный язык является обязательной дисциплиной для изучения. К сожалению, не всегда вузовской подготовки достаточно для освоения навыков иностранной коммуникации, поэтому каждый желающий может для себя выбрать подходящий способ дальнейшего развития иноязычного потенциала. На сегодняшний день существует множество книг, курсов, онлайн-уроков для изучения иностранных языков. Отметим, что немаловажным является применение получаемых знаний языка на практике. Профессиональная коммуникация предполагает такие речевые действия, как презентация материала, письменный и устный обмен информацией, выражение мнения, обсуждение и т.д. В деятельности программиста это чтение документации, посещение международных конференций на иностранном языке и «живое» общение с заказчиком.

Таким образом, показателем практического владения иностранным языком является наличие сформированной иноязычной компетенции, то есть умение уверенно пользоваться языковыми средствами во всех видах речевой деятельности, владение навыками самостоятельной работы со специальной литературой на иностранном языке с целью получения профессиональной информации [9].


Библиографическая ссылка

Сибилева Н.С., Майорова Е.С., Долгушина Т.Н. РОЛЬ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНЖЕНЕРА-ПРОГРАММИСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13898 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674