Период учебы в вузе – один из наиболее трудных в жизни человека. Интенсивный умственный труд наряду с постоянными стрессовыми состояниями и отсутствием двигательной активности (гипокинезией) приводит к умственному утомлению, которое знакомо многим студентам. Признаки умственного утомления:
1. Общее снижение работоспособности.
2. Невозможность сконцентрироваться.
3. Замедление мышления.
4. Низкий уровень усваиваемой информации.
5. Высокий процент ошибок.
При этом возникновение утомления напрямую связано со спецификой деятельности. Ему способствуют однотипная поза при работе, напряжение отдельной группы мышц (например, мышц спины), работа без перерывов и длительная концентрация на сложных многоступенчатых задачах. Постоянно возникающее переутомление может перерасти в хроническое состояние, которое крайне опасно для здоровья. Оно может вызывать осложнения в работе сердца, повышает риск возникновения инфарктов и инсультов, ослабляет общий иммунитет и сопротивляемость тяжелым инфекционным болезням. Кроме этого, хроническое переутомление пагубно влияет на интеллектуальные способности человека, иногда приводит к полной невосприимчивости новой информации и даже психическим расстройствам.
Еще в 60-х годах ХХ века учеными было доказано, что между физическим и умственным состоянием человека есть прямая связь. Так, небольшая физическая нагрузка (будь то прогулка или небольшой комплекс упражнений) помогает эффективнее отдыхать во время перерывов в интеллектуальной работе. С чем же это связано? В первую очередь, движение способствует ускорению всех процессов в организме – активизируется работа внутренних органов, происходит приток крови к мозгу, что улучшает его работу, сама кровь лучше насыщается кислородом, нервные импульсы от задействованных в тренировке мышц активизируют работу нервной системы. Неудивительно, что даже после небольшой разминки человек чувствует себя отдохнувшим. Однако ключевую роль в способности эффективно и долго заниматься интеллектуальным трудом играют систематические физические нагрузки. В отличие от периодических разминок, которые дают моментальный, но поверхностный результат, они повышают общую выносливость организма. Регулярные тренировки позволяют:
1. Решить проблемы со сном и в принципе лучше высыпаться за меньшее время. Особенно актуально для студентов, у которых на сон нередко остается всего пару часов.
2. Быстрее восстанавливать силы.
3. Повышать стрессоустойчивость организма. Физическая активность позволяет раскрепостить мышцы и активизировать нервную систему.
4. Улучшать способность концентрироваться и усваивать информацию. Эти качества связаны с общей выносливостью организма, которую развивают тренировки.
5. Быстрее переключаться с одной задачи на другую и держать в голове сразу несколько задач. Учеными США (впервые Фредом Гейджем) доказано, что физические нагрузки способны увеличить количество нейронов в мозге.
6. Укреплять уверенность в себе и целеустремленность. Человек, постоянно занимающийся спортом и преодолевающий определенный физический дискомфорт, проще справляется с трудностями в жизни.
7. Устранять головные боли, вызванные кислородным голоданием мозга или переутомлением зрительного центра.
Важно, чтобы физические нагрузки были сбалансированы и оптимальны, например сверхнагрузка, может привести даже к ухудшению здоровья. Объективный факт, что занятия физической культурой повышают уровень функциональных возможностей человека, его физическую и эмоциональную устойчивость, снижают уровень заболеваемости, обеспечивают высокую интенсивность и индивидуальную производительность труда, а также ускоряют процесс врабатываемости на учебных занятиях, а впоследствии и на рабочем месте[1].
Библиографическая ссылка
Круподеров Д.Д., Шлемова М.В., Чернышева И.В., Егорычева Е.В. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ФИЗИЧЕСКИМ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ СТУДЕНТОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13882 (дата обращения: 21.11.2024).