Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ДЕФИЦИТ МАССЫ ТЕЛА И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У ЮНОШЕЙ-СТУДЕНТОВ

Егорычева Е.В. 1 Донченко С.В. 1
1 Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета
1. Егорычева Е.В. Исследование отклонений массы тела у современной студенческой молодёжи [Электронный ресурс] / Е.В. Егорычева, С.В. Мусина // Современные исследования социальных проблем. 2011. № 4. C. 1-6. URL: http://sisp.nkras.ru/issues/2011/4/egorycheva.pdf.
2. Егорычева Е.В. Оценка физического развития, функционального состояния и физической подготовленности студентов с дефицитом массы тела / Егорычева Е.В. // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 2. C. 66-70.
3. Якимович В.С. Взаимосвязь показателей здоровья и физической подготовленности студенческой молодёжи с дефицитом массы тела / Якимович В.С., Егорычева Е.В. // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. Т. 87, № 5. C. 173-177.

Для выявления студентов, имеющих отклонения массы тела от принятой нормы, было проведено специально организованное исследование, в котором приняли участие 205 юношей студентов начальных курсов Волжского политехнического института. Из них у 37 человек было зафиксировано отклонение массы тела в сторону ее дефицита – это 51,4 % от всей выборки. У всех студентов, имеющих отклонение массы тела в сторону дефицита, фиксировали показатели, характеризующие их физическое развитие, физическую и функциональную подготовленность [1].

Для определения физического развития измеряли: длину тела; массу тела; окружность грудной клетки; обхваты частей тела; толщину жировых складок; общую скорость форсированного выдоха. На основании полученных данных рассчитывали: абсолютное и процентное содержание жировой и мышечной ткани; весо-ростовой индекс; индекс Эрисмана; жизненную емкость. Показатели физической подготовленности были получены в результате выполнения тестов: глубина наклона туловища из положения стоя; подтягивания на перекладине; жим штанги от груди лёжа; жим веса ногами из положения лежа на спине на тренажере; тяга станового динамометра; жим ручного силомера; челночный бег 3Х10 м; бег на дистанции 1000м. Показатели функциональной подготовленности включали определение: частоты сердечных сокращений в покое; артериального давления; времени задержки дыхания на вдохе (проба Штанге); времени задержки дыхания на выдохе (проба Генче); пробы с ходьбой (по В.Л. Карпману, З.Б. Белоцерковскому); пробы Руфье. На основании полученных данных рассчитывали жизненный индекс и уровень здоровья по Г.Л. Апанасенко [3]. Все показатели были подвергнуты статистическому анализу.

Средняя величина относительного содержания жировой ткани в организме юношей с дефицитом массы тела составила 8,56%, нормой же данного показателя для юношей до 20 лет является диапазон от 9 до 15%. Относительное содержание мышечной ткани таких студентов было зафиксировано в 39,83%. Для юношей этого возраста в норме мышечная ткань должна быть не менее 40%. Таким образом, можно утверждать, что главными факторами, определяющими дефицит массы тела обследованных юношей-студентов в возрасте 17-19 лет, является недостаток, как количества мышечной ткани, так и жирового компонента [2].

Дефицит мышечного и жирового компонентов массы тела у юношей негативно влияет на большинство показателей функциональной подготовленности. Их соматическое здоровье находится на уровне ниже среднего. При проведении физкультурных занятий с таким контингентом необходимо учитывать, что уровень их соматического здоровья и уровень функциональной подготовленности не всегда совпадают. То есть, по показателям здоровья они могут выполнять большие физические нагрузки, а по состоянию функциональных систем – нет. А, как известно, именно функциональные системы и обеспечивают выполнение физической нагрузки. Многие показатели физического развития, физической и функциональной подготовленности у юношей с дефицитом массы тела имеют большие диапазоны отклонений от средней групповой величины. Поэтому при организации занятий с такими студентами необходим индивидуальный или дифференцированный подход [2].

Показатели физического развития, физической подготовленности и здоровья юношей, имеющих дефицит массы тела, в основном зависят от уровня развития силовых способностей и абсолютной массы мышц, которая, в конечном итоге, и определяет эти способности. Объем грудной клетки также является одним из ключевых показателей, влияющим на физическое развитие и физическую подготовленность юношей, у которых есть дефицит массы тела. Следовательно, на этих показателях и необходимо сосредоточить внимание при разработке методики уменьшения дефицита массы тела юношей-студентов.

Недостаток массы тела, в равной степени мышечной и жировой массы, не влияет на проявление максимальной силы как в статическом, так и в динамическом режимах. Это, по-видимому, связано с тем, что мужчины по биологической природе отличаются от женщин, а также с тем, что им больше приходится проявлять силу в повседневной жизни, даже если они не занимаются специально физическими упражнениями. Однако недостаток массы тела у юношей, и в особенности мышечного компонента, отрицательно влияет на проявление силовой динамической и статической выносливости. Учитывая, что у юношей-студентов с дефицитом массы тела показатели динамической и статической силовой выносливости гораздо ниже, чем показатели максимальной силы, целесообразно акцентировать внимание на такие средства и методы тренировки, которые будут вызывать, прежде всего, гипертрофию медленно сокращающихся волокон в мышцах туловища, ног и рук. Важно подчеркнуть, что определяющим в такой методике будет метод выполнения упражнений, а не динамическая или кинематическая структура физических упражнений.


Библиографическая ссылка

Егорычева Е.В., Донченко С.В. ДЕФИЦИТ МАССЫ ТЕЛА И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У ЮНОШЕЙ-СТУДЕНТОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13877 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674