Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

НЕДОСТАТОК МАССЫ ТЕЛА И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК

Егорычева Е.В. 1 Спиридонов М.С. 1
1 Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета
1. Егорычева Е.В. Исследование отклонений массы тела у современной студенческой молодёжи [Электронный ресурс] / Е.В. Егорычева, С.В. Мусина // Современные исследования социальных проблем. 2011. № 4. C. 1-6. URL: http://sisp.nkras.ru/issues/2011/4/egorycheva.pdf.
2. Егорычева Е.В. Характеристика физического развития, функционального состояния и физической подготовленности девушек-студенток с дефицитом массы тела [Электронный ресурс] / Егорычева Е.В. // Теория и практика физической культуры: электрон. журнал. 2014. № 10. C. 23-26. URL: http://www.teoriya.ru/ru/node/1992.
3. Якимович В.С. Взаимосвязь показателей здоровья и физической подготовленности студенческой молодёжи с дефицитом массы тела / Якимович В.С., Егорычева Е.В. // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. Т. 87, № 5. C. 173-177.

Для выявления студенток, имеющих отклонения массы тела от принятой нормы, было проведено специально организованное исследование, в котором приняли участие 189 девушек начальных курсов Волжского политехнического института. Из них у 35 человек было зафиксировано отклонение массы тела в сторону ее дефицита – это 48,6 % от всей выборки. У всех студенток, имеющих отклонение массы тела в сторону дефицита, фиксировали показатели, характеризующие их физическое развитие, физическую и функциональную подготовленность [1].

Для определения физического развития измеряли: длину тела; массу тела; окружность грудной клетки; обхваты частей тела; толщину жировых складок; общую скорость форсированного выдоха. На основании полученных данных рассчитывали: абсолютное и процентное содержание жировой и мышечной ткани; весо-ростовой индекс; индекс Эрисмана; жизненную емкость. Показатели физической подготовленности были получены в результате выполнения тестов: глубина наклона туловища из положения стоя; подтягивания на перекладине; жим штанги от груди лёжа; жим веса ногами из положения лежа на спине на тренажере; тяга станового динамометра; жим ручного силомера; челночный бег 3Х10 м; бег на дистанции 1000м. Показатели функциональной подготовленности включали определение: частоты сердечных сокращений в покое; артериального давления; времени задержки дыхания на вдохе (проба Штанге); времени задержки дыхания на выдохе (проба Генче); пробы с ходьбой (по В.Л. Карпману, З.Б. Белоцерковскому); пробы Руфье. На основании полученных данных рассчитывали жизненный индекс и уровень здоровья по Г.Л. Апанасенко [3]. Все показатели были подвергнуты статистическому анализу.

Средняя величина относительного содержания жировой ткани в организме девушек-студентов составила 18,32 %. Учитывая, что нормой данного показателя для девушек до 20 лет является диапазон от 14 до 21 % жировой ткани, то есть, полученный исследовательский результат находится в этих пределах, можно констатировать, что дефицит массы тела данного контингента не определяется главным образом недостатком жировой ткани. А вот относительное содержание мышечной ткани у девушек с дефицитом массы тела действительно меньше принятой нормы. Так, в исследуемой группе студенток средняя относительная величина мышечной ткани была зафиксирована в 27,85 %. Минимальной же допустимой границей этого показателя для девушек до 20 лет является величина 30,0 %. Таким образом, есть веские основания утверждать, что главным фактором, определяющим дефицит массы тела обследованных девушек-студенток, является недостаток количества мышечной ткани [2].

Дефицит массы тела, и особенно его мышечного компонента, негативно влияет на большинство показателей функциональной подготовленности, а соматическое здоровье таких девушек соответствует уровню ниже среднего. Именно из-за последнего факта такие студентки занимаются в основной медицинской группе и за редким исключением – в дополнительной. Поэтому очень важно учитывать, что у такого контингента студенток не совпадет уровень соматического здоровья и уровень функциональной подготовленности. То есть, по показателям здоровья они могут выполнять большие физические нагрузки, а по состоянию функциональных систем – нет. А, как известно, именно функциональные системы и обеспечивают выполнение физической нагрузки. Поэтому на занятиях физической культурой со студентками, имеющими недостаточную массу тела, величина тренировочной нагрузки должна быть не большая. К тому же, учитывая, что многим рассмотренным показателям физического развития, физической и функциональной подготовленности свойственны большие диапазоны колебаний от средней величины, студенткам с дефицитом массы тела необходим индивидуальный подход, или же, в крайнем случае, дифференцировка на несколько подгрупп [2].

Показатели массы тела, абсолютной массы мышечной и жировой ткани, а также окружность грудной клетки у девушек с дефицитом массы тела являются ключевыми в оценке их физического развития, физической и функциональной подготовленности. Именно эти показатели и должны выступить основными факторами при разработке исследовательской методики, направленной на уменьшение дефицита массы тела девушек-студенток.

Недостаток мышечной массы у девушек негативно не влияет на показатели динамической и статической максимальной силы, однако, динамическая силовая выносливость у таких студенток очень низкая. Учитывая этот факт, целесообразно акцентировать внимание на такие средства и методы тренировки, которые будут вызывать, прежде всего, гипертрофию медленно сокращающихся волокон в мышцах туловища, ног и рук. Важно подчеркнуть, что определяющим в такой методике будет метод выполнения упражнений, а не динамическая или кинематическая структура физических упражнений.


Библиографическая ссылка

Егорычева Е.В., Спиридонов М.С. НЕДОСТАТОК МАССЫ ТЕЛА И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13875 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674