Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Корнилова К.В. 1 Медведчикова К.А. 1
1 Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
1. Баданина Л.П. Основы общей психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие. 2-е изд, стер., М.: ФЛИНТА. 2012. 448 с. Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/3741/.
2. Коваленко А.В. Психологические основы менеджмента: учебное пособие / А.В. Коваленко. Томск. ТПУ. 2000. 79 с.
3. Мескон М и др. Основы менеджмента: учебное пособие / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури // Издательство: Дело, 1997. 704 с.
4. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс] http://dou2.ivedu.ru/files/Standart_pedagog.pdf. Режим доступа: http://dou2.ivedu.ru/files/Standart_pedagog.pdf.

Проблема способностей человека является важным направлением психологической науки и практики. В зарубежной и отечественной психологической теории имеется достаточно обширный опыт исследования способностей человека (А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, Л.И. Уманский, Х. Вольф, Ф. Гальтон, Ч.Э. Спирмен).

Изученный материал по теории и практике профессиональных способностей позволяет уточнить понятие «способности».

Способности – это индивидуально-психологические свойства личности, которые реализуются специализированными функциональными системами головного мозга и при благоприятных условиях в наибольшей мере определяют успешность освоения и продуктивность выполнения какого-либо вида деятельности. Иерархия способностей позволяет рассматривать их с точки зрения общих и специальных (профессиональных) [1].

Особого внимания в психологии заслуживает проблема профессиональных способностей специалиста. Необходимо отметить, что сегодня имеет место повышений требований к специалисту (руководителю, педагогу) как профессионалу. Это обусловлено введением Профессионального стандарта педагога и в целом обновлением нормативной базы образования.

В нашем исследовании речь пойдет о профессиональных способностях руководителя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). В общее число профессиональных способностей руководителя входят: коммуникативные, гностические, организаторские, проектировочные, конструктивные и другие способности [2].

В структуре профессионального труда руководителя существенное место занимает организаторская деятельность, в ходе которой руководитель координирует и направляет деятельность коллектива дошкольного учреждения (педагогов, специалистов, родителей) на достижение поставленных задач.

Организация является одной из функций управления, суть которой – осуществление определенной структурированности, внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия относительно автономных частей в системном объекте [3]. Для успешной реализации данной функции руководителю необходимо владеть организаторскими способностями.

Организаторские способности руководителя включают в себя следующие качества: целеустремленность, принципиальность; профессиональная компетентность и практическая направленность ума; общительность и открытость, чувство коллективизма; требовательность, находчивость, активность; способность чувствовать настроение коллектива и находить нужный подход [2].

На наш взгляд перечисленные качества можно соотнести с процессом управления ДОУ, который обобщенно представляет собой управленческий цикл, состоящий из взаимосвязанных функций планирования, организации, контроля, анализа и регулирования.

Процесс управления коллективом дошкольного учреждения начинается с планирования (осуществления целеполагания): руководитель планирует цели и задачи деятельности, определяет концептуальные идеи. Здесь необходимо проявление целеустремленности и принципиальности.

Для достижения поставленных целей и задач руководителю необходимо организовать коллектив, распределить полномочия и функции между его членами. Для этого необходимо практическое мышление (практическая направленность ума) и профессиональная компетентность.

Общительность, открытость и чувство коллективизма понадобятся руководителю при установлении профессиональных связей для установления единства усилий в достижении цели деятельности. На сегодняшний день ведущей целью трудовой деятельности коллектива ДОУ является участие в разработке образовательной программы [4].

Еще одной важной функцией руководителя ДОУ является контроль и координация деятельности, внесение корректив в работу в случае выявления недостатков при контроле. Данная функция требует от руководителя требовательности, находчивости и активности. Проявление этих организаторских качеств позволит своевременно обратить внимание на недостатки деятельности коллектива и сформулировать пути их устранения.

Способность чувствовать настроение коллектива и находить нужный подход – на наш взгляд, это качество должно сопровождать весь процесс управления. Данная организаторская способность позволяет руководителю быть гибким в принятии решений.

Благодаря организаторским способностям и соответствующей подготовленности у руководителя формируются специфические организаторские качества, позволяющие ему эффективно справляться с целым рядом профессиональных функций.


Библиографическая ссылка

Корнилова К.В., Медведчикова К.А. ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13769 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674