В настоящее время использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является одним из приоритетов образования. Информатизация дошкольного уровня отечественной системы образования выступает одной из тенденций развития информационного общества. Одна из его сторон, активно развивающаяся в последние годы, связана с внедрением средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в управление педагогическими системами. Использование ИКТ стало актуальным во всех сферах деятельности ДОО. Одним из ведущих при этом является блок управления. Для эффективного руководства ДОО были определены главные критерии отбора информации: полнота, конкретность, достоверность, своевременность [2].
Информатизация ДОО предполагает использование ИКТ в административной, финансово-хозяйственной, педагогической и методической деятельности. Она затрагивает всех участников образовательного процесса: воспитанников, родителей (лиц, их заменяющих), педагогических и административных работников. Использование информационных технологий позволяет эффективно управлять ресурсами, контингентом, образовательным процессом, обеспечивать коммуникацию и предполагает наличие электронных баз данных, архивов, электронного адреса и сайта образовательного учреждения [1]. Применение ИКТ позволяет на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития.
Внедрение ИКТ в сферу управления позволяет повысить такие показатели, как: экономия затрат труда и времени; повышение информированности о состоянии управляемой системы; оперативность принятия управленческих решений; адекватность и продуктивность управленческих решений; оптимизация и автоматизация информационных процессов; повышение интеллектуального потенциала [1].
Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всей вертикали управления. Традиционные формы работы с информацией практически пережили себя и, в этом плане, альтернативы использованию компьютерных технологий управленческого назначения нет. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей предоставляет возможность ускорения процесса управленческой деятельности и, в целом, повышения её эффективности [4]. Для успешного создания единой информационной среды ДОО необходимо выполнить следующие условия:
1. Информационное обеспечение ДОО современной компьютерной техникой и мультимедийным оборудованием.
Материально-техническая база ДОО должна быть оснащена современной компьютерной техникой и мультимедийным оборудованием. Для этого необходимо: оснастить компьютерами все блоки информационного пространства;организовать локальную сеть; оборудовать мультимедийный кабинет; обеспечить свободный доступ в Интернет [1].
2. Информационная компетентность руководителя ДОО в области ИКТ-технологии.
Способность к самостоятельному поиску и обработке информации, необходимой для качественного выполнения профессиональных задач; способность к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных технологий для достижения профессионально значимых целей; готовность к саморазвитию в сфере ИКТ определяет информационно-коммуникативную компетентность руководителя ДОО [4]. На сегодняшний день, повышение информационно-коммуникационной компетентности руководителей проходит на курсах повышения квалификации. На базе ДОО можно организовать вебинары для руководителей ДОО, а в методкабинете создать медиатеку. Для повышения информационной компетентности руководителя ДОО эффективны следующие формы работы: недели педагогического мастерства; мастер-классы; обучающие и тематические семинары.
Информационное взаимодействие внешней и внутренней среды ДОО.
Для обеспечения нового качества диалога общества и дошкольного образовательного учреждения необходимо готовить, публиковать и распространять информацию о состоянии и результатах его деятельности. Для этого можно использовать официальные сайты образовательных учреждений всех типов в сети «Интернет». Залог информационного успеха официального сайта ДОО лежит в понимании потребностей аудитории и в чётком представлении как сайт будет использован. Создание сайта способствует:
– увеличению числа потенциальных и действительных клиентов, которые могут и хотят познакомиться с дошкольным образовательным учреждением;
– информированию интернет-аудитории об устройстве и деятельности ДОО, что улучшает его восприятие в глазах населения;
– рекламе и развитию образовательных услуг прямо со своего сайта, что делает привлекательным дошкольное образовательное учреждение;
– быстрому и простому проведению презентации ДОО практически неограниченному кругу Интернет-клиентов через размещение на сайте текстовых и мультимедийных материалов, где отражаются такие разделы, как условия воспитания в детском саду, управление и образовательная политика ДОО, ресурсное обеспечение образовательного процесса, результаты обучения и другие;
– опубликование справочной, ознакомительной и аналитической информации в виде публичного доклада по образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения укрепляет доверие к нему;
– размещение на сайте формы обратной связи поможет получить отзывы от различных групп пользователей, связанные с деятельностью ДОО, которые помогут сделать выводы о результатах развития детского сада и эффективности решения приоритетных задач [2]. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОО, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.
Формирование единой информационной среды предъявляет повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации руководящих кадров системы образования. Эффективное функционирование в информационной среде невозможно, если руководящие и административные кадры не будут достаточно подготовлены к работе с новыми информационно-коммуникационными технологиями. Внедрение ИКТ в управление ДОО, в том числе и в образовательный процесс, для организации обратной связи через сеть Интернет, несомненно, ведёт к повышению качества, оперативности принимаемых управленческих решений и переход на более эффективные формы работы.
Библиографическая ссылка
Гребенщикова Н.В. СОВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА В УПРАВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГНИЗАЦИЕЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13764 (дата обращения: 27.12.2024).