Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОЕКТЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Павельева Е.А. 1 Шепилова Н.А. 1
1 Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
1. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом». М., 2005. 136 с.
2. Шепилова Н.А., Павельева Е.А. Проектная деятельность как метод патриотического воспитания у детей дошкольного возраста / Н.А. Шепилова, Е.А. Павельева // Новые задачи психологии и педагогики и пути их решения: сб. статей Международной научно-практической конференции (20 ноября 2014 г., г. Уфа). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 138-140.

Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом».

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Дошкольникам особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине, что является истоками развития патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания. Важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему  отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, с умения видеть красоту родной природы. Важно обращать внимание детей на то, что спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину.

Благоприятный педагогический материал накапливается в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных промыслах, фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. Народная культура и искусство своими возможностями создают в современных условиях наиболее благоприятную среду для выявления и развития ребёнка национальных особенностей.

Одной из интересных форм по патриотическому воспитанию является использование проекта. Технология проекта позволяет реализовать такие принципы как:

– непрерывность и преемственность педагогического процесса;

– субъект – субъективных отношений на основе диалога со взрослым;

– активности;

– интегративности;

– открытости.

В проектной деятельности дети учатся самостоятельно мыслить, находить  решения проблем, привлекая для этой цели знания из разных областей.  Используя проблемные задания худжественно-образной, познавательно-практической, а также социально значимой направленности, педагог предоставляет возможность детям получить знания, приобретённые в ходе реализации проекта, которые становится достоинством их личного опыта,  они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе собственной деятельности.  Представим проекты, способствующие решению вопросов патриотического воспитания (автор С.Н. Бондаренко).

Мини-проект «Слава армии любимой - самой лучшей на земле».

Цель проекта: воспитание патриотических чувств у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Вид проекта: краткосрочный, творческий.

Задачи проекта:

Формирование духовно-нравственного отношения  и чувства сопричастности к семье, городу, стране.

Воспитание уважительного отношения к человеку – труженику, результатам его труда, родной земле защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.

Воспитывать умение сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение.

Познакомить детей с музыкальным жанром марш: научить слушать и исполнять маршевые песни, исполнять маршевые композиции.

Развитие умения ориентироваться в пространстве – перестраиваться в круг, становится друг за другом в шеренгу, в колонну, самостоятельно выполнять заданные построения.

Формировать правильную осанку.

В результате реализации данного проекта: 1. В воспитании патриотической личности организуется новая форма торжественного праздника «Парад маршей». 2. Дети получают более углубленные знания о маршевой музыке, о патриотических песнях, о воинах нашей армии, о символике России. 3. Развивается чувство ритма, умение передавать характер музыки через движения. 4. Решается немаловажная задача культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми. 5. У детей формируется представление о войне, об армии.

Краткое описание мероприятий: анализ научно-методическая литература по теме проекта; составление плана мероприятий проекта и разработка конспектов бесед по теме проекта организация выставки рисунков «Наша армия – родная»; изготовление поделок для пап и дедушек; фотовыставка «Мой папа – военный»; чтение художественной литературы; встреча с ветеранами ВОВ; экскурсия к памятным местам; разучивание стихов, песен, маршевых композиций; знакомство с детьми кадетского класса.

Проект «Я – гражданин России».

Цель проекта: Обобщить знания детей об гражданских правах и обязанностях, дать детям элементарные представления о проведении выборов президента России.

Вид проекта: комплексный, краткосрочный, познавательный.

Целевая группа: дети подготовительной группы.

Задачи проекта:

Познакомить детей с процедурой голосования в демократическом обществе.

Воспитывать гражданскую ответственность.

Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Расширять знания детей о государственной символике.

Развивать желание больше узнать о своей Родине.

Активизировать и расширять словарный запас дошкольников.

Развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

В результате реализации данного проекта: 1. Дети знакомятся с документами по защите прав человека; 2. Данный проект способствует развитию у детей собственного достоинства, осознанию своих прав; 3. У детей развивается чувство ответственности; 4. Дети усваивают общественные нормы и правила поведения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Краткое описание проделанных мероприятий: ознакомление детей с их правилами и обязанностями через включение материалов Конвенции о правах ребёнка, декларации прав ребёнка на занятиях по темам: «Правила нашей группы», «Что я знаю о своих правах»; беседа о конституции; оформление уголка «Моя Родина – Россия»; чтение художественной литературы; разучивание стихов, песен о Родине; итоговое мероприятие: «Мой выбор», проведение выборов президента группы, путём тайного голосования.


Библиографическая ссылка

Павельева Е.А., Шепилова Н.А. ПРОЕКТЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13735 (дата обращения: 05.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674