В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорский надзор представляет собой одну из самостоятельных форм государственной деятельности. Осуществляя надзор за точным и единообразным исполнением законов, органы прокуратуры обеспечивают реализацию задач по укреплению законности и конституционного порядка, охране прав и законных интересов граждан в Российской Федерации. В условиях динамично развивающегося законодательства, роста преступности, ухудшения ее криминогенной характеристики исполнение возложенных на органы прокуратуры функций приобретает особую практическую значимость. Повышение авторитета органов прокуратуры и эффективности ее деятельности не в малой степени зависит от организации управления в системе органов прокуратуры, определения места органов прокуратуры в системе государственно-правовых институтов, возложенных на нее функций и действенности мер прокурорского реагирования.
Одним из наиболее дискуссионных вопросов на протяжении длительного времени остается вопрос о месте органов прокуратуры в конституционной системе власти. В специальной литературе встречается мнение о принадлежности прокуратуры к законодательной, исполнительной, судебной ветвям власти. Так, например, В. Ломовский считает приемлемым отнесение прокуратуры к законодательной ветви власти (Ломовский В. Какой власти принадлежит прокуратура? // Российская юстиция. 2001. № 9. С. 21). Аналогичную позицию занимает В.В., Долежан, отрицающий самостоятельность прокуратуры как властного органа, указывая, что прокуратура действует по уполномочию и под контролем законодательной власти (Долежан В.В. Проблемы компетенции прокуратуры: Автореф. дис... д-ра юрид. наук. М., 1991. С. 44). Как инструмент судебной системы рассматривают органы прокуратуры В.М. Точиловский, В.Б. Алесеев и К.Е. Колибаб (Алексеев В.Б., Колибаб К.Е. Процессуальный статус прокуратуры и судебная власть // Организация управления в органах прокуратуры: Сб. ст. М., 1998. С. 95 - 96.; Точиловский В.М. О концепции прокурорской власти // Сов. государство и право. 1990. N 9. С. 46). Как элемент исполнительной ветви власти рассматривает прокуратуру Н.В. Федоров (См.: В.Г. Бессарабов , А.С. Жмакин. Органы исполнительной власти и прокуратура Российской Федерации. Электронный ресурс URL: http://mos-ur.ru/articles.php?article_id=301. Дата обращения 01.02.2015). П. Кулагин считает, что прокуратура должна быть отнесена к органам Президентский власти (П. Кулагин. Прокуратура должна стать органом президентской власти// Законность, № 1, 2001). Чиркин относит прокуратуру к особой ветви – контрольно-надзорной (Чиркин В.Е. Контрольная власть //Государство и право. 1993. № 4).
Нам более близка позиция тех авторов, которые не относят прокуратуру ни к одной из классических ветвей власти, и, тем более, к ветвям власти, не получившим своего официального признания. Прокуратура должна рассматриваться в качестве независимого конституционного органа. Конституция, а также преамбула Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закрепляют право субъектов РФ самостоятельно определять систему законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя РФ. При этом ст.77 Конституции устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти РФ. Законодательная власть в РФ представлена Федеральным Собранием (ст.94) и законодательными органами субъектов РФ, наименование и структура которых определяется субъектами РФ самостоятельно (ст. 4 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ). Согласно ст. 118 Конституции РФ «правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Внесение изменений в наименование главы 7 Конституции РФ, получившей название «Судебная власть и прокуратура» вместо названия «Судебная власть», должно поставить точку в рассуждениях об отнесении прокуратуры к органам судебной власти. Как следует из содержания Конституции РФ, определяющей предназначение и систему органов государственной власти и выстроенной в субъектах РФ системы государственных органов, прокуратура не отнесена ни к одной из ветвей власти. Совершенно справедливо отмечает И.В. Велиев, что «прокуратура, выступая органом государственной власти, призвана быть важным инструментом в системе "сдержек и противовесов" других ветвей власти» (Велиев И.В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации// Современное право, 2005, № 10). Таким образом, прокуратура представляет собой самостоятельный, независимый конституционно-правовой институт, основной функцией которого является обеспечения прав и свобод граждан, соблюдения законодательства всеми субъектами общественных отношений.
Статья 129 Конституции определяет, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом (Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398). Федеральный закон о Прокуратуре РФ закрепляет единство и централизацию системы органов прокуратуры, подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, определяет порядок назначения прокуроров. Основными функциями прокуратуры выступает надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина, участие прокуроров в судопроизводстве, осуществление уголовного преследования, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и другие. Важным направлением деятельности является участия прокуратуры в реализации правотворческой функции. Для повышение эффективности деятельности прокуратуры и реализации, возложенных на нее полномочий по укреплению законности и правопорядка в Российском государстве большое значение имеет система управления в органах прокуратуры, заключающаяся в базирующемся на правовой регламентации многогранном, целенаправленном процессе воздействия вышестоящей прокуратуры на нижестоящие. Управленческие функции прокуратуры осуществляются на основе нормативных актов общего и индивидуального характера, с использованием зонального и предметного принципов. Управление в системе органов прокуратуры основано на взаимообусловленных принципах субординации, координации и реординации и включает в себя такие элементы как планирование, прогнозирование, взаимодействие органов и структурных подразделений, контроль исполнения, руководство.
Эффективность деятельности органов прокуратуры не в малой степени обусловлена имеющимися в арсенале прокуратуры правовыми инструментами – методами выявления нарушений (прокурорские проверки, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов) и средствами реагирования на выявленные правонарушения (протесты, представления, предостережения). Особую роль в обеспечении деятельности прокуратуры играет законодательное установление ответственности за неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову.
Следует заметить, что исключение из арсенала прокуратуры такого специфичного и действенного средства как право возбуждать уголовное дело, сокращение объема полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, кардинальные изменения взаимоотношений с судебными органами значительно снизили возможности прокуратуры в реализации правозащитной функции и требуют серьезного переосмысления.
Библиографическая ссылка
Сорокина А.А., Пустовалова И.Н., Цветков М.Ю. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-4. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13694 (дата обращения: 12.09.2024).