Защита населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций рассматривается как неотъемлемый элемент системы национальной безопасности. Государственная функция по защите населения и национального достояния от последствий ЧС, аварий, катастроф и других стихийных бедствий, а также вооруженных конфликтов возложена на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно Положению о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868 (ред. от 01.07.2014) "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"// Собрание законодательства РФ, 12.07.2004, N 28, ст. 2882).
Эффективность деятельности подразделений МЧС в предупреждении и ликвидации последствий различных социальных бедствий не в малой степени зависит от качественного состава их кадрового потенциала. Служащие МЧС должны быть соответствующим образом подготовлены, владеть основам управленческой деятельности, обладать высокими моральными и нравственными качествами, уметь принимать решении в сложной, иногда, не предсказуемой обстановке.
Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей нашли свое отражение в Приказе МЧС РФ от 06.09.2007 N 478 "Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны". К таким требованиям, прежде всего, отнесены:
- Знание законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МЧС России, в том числе по защите государственной тайны и обеспечению безопасности информации; полномочий органов исполнительной власти, местного самоуправления; состояние, организационную структуру, предназначение, основные задачи и порядок деятельности органов (работников), осуществляющих управление гражданской обороной; современные формы и методы работы по осуществлению надзорных функций;
- Умение исполнять предоставленные законодательством Российской Федерации полномочия по предотвращению нарушений требований в области гражданской обороны, оформлять и вести служебную документацию в объеме своей компетенции; анализировать проводимую работу по направлениям деятельности; использовать в практической деятельности передовые формы и методы осуществления государственного надзора в профессиональной области и т.д.
Повышенные требования к служащим МЧС органически связано с той ответственной ролью, которая принадлежит МЧС в деле обеспечения национальной безопасности, особенно в современных условиях, характеризующихся экономической, социальной, политической нестабильностью, в том числе и в международных отношениях.
Реальное изменение в кадровом составе возможно лишь при осуществлении целостного, системного подхода к формированию корпуса служащих МЧС, правильно организованной работе по подбору, подготовке и расстановке кадров, непрерывному повышению их квалификации, оценки их деловых, политических, личных качеств.
В качестве одного из важнейших направлений государственной политики в области совершенствования системы государственной службы Российской Федерации обозначено внедрение на государственной службе РФ эффективных технологий и современных методов кадровой работы, повышение эффективности государственной службы Российской Федерации и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих (Указ Президента РФ от 10.03.2009 N 261 (ред. от 10.08.2012) "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)"// Российская газета", № 40, 11.03.2009).
В связи с вышеуказанным, в современный период особое значение должно придаваться вопросам оценки качественных составляющих служащих подразделений МЧС: уровня профессионализма и компетентности, деловых и управленческих способностей, нравственности и порядочности, ответственности при исполнении конкретных должностных обязанностей. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны: разработаны и приняты законодательные акты, регламентирующие права, обязанности, ограничения, ответственность служащих МЧС, устанавливающие достаточно четкий порядок и условия осуществления кадровых технологий и процедур оценки государственных служащих, созданы и успешно действуют специально созданные органы для подбора кадрового резерва и оценки профессиональных качеств сотрудников МЧС (Приказ МЧС России от 23.05.2012 N 280, Приказ МЧС РФ от 06.09.2007 N 478, Письмо МЧС России от 10.09.2013 N 2-4-87-27-14 и др.), реализуются эффективные кадровые технологии.
Современные кадровые технологии государственной службы реализуются в таких формах как конкурс, аттестация, квалификационный экзамен, которые признаются российским законодательством не только необходимым этапом прохождения гражданской службы, но стимулом повышения профессиональной подготовки служащих, мотивацией их дальнейшего карьерного роста. Предметом оценки аттестации, конкурса и квалификационного экзамена являются профессиональные, деловые и личностные качества служащего МЧС.
На наш взгляд, в целях дальнейшей оптимизации процесса формирования кадрового состава МЧС и повышения результативности кадровых технологий, необходимо искать пути наиболее действенного инновационного механизма, обращая внимание на такие факторы, как прямая зависимость продвижения по службе от результатов ежегодной аттестации, подтверждающей уровень профессиональной подготовленности служащего. Законодатель возложили персональную ответственность за проведение процедур кадровых технологий, объективность оценки и правильное определение служебной перспективы подчиненных, на руководителей государственных органов – что совершенно обоснованно. Однако, на наш взгляд, целесообразно проводить аттестации независимыми аттестационными комиссиями на основе четко определенных критериев по каждой должности в целях получения объективных результатов оценки, исключения формализма.
Неоспоримо, что сознательное, добросовестное и четкое выполнение служащими требований служебного долга является одновременно его юридической и моральной обязанностью, а соответственно служащий подразделений МЧС должен отвечать высоким морально-нравственным качествам на всех уровнях проявления морального фактора, быть образцом не только при исполнении служебных обязанностей, но и в быту. Эта составляющая должна быть неотъемлемым вопросом, включенным в предмет оценки профессионализма государственных служащих, в том числе и служащих МЧС.
Библиографическая ссылка
Крупина О.С., Цветков М.Ю., Пустовалова И.Н. КАДРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ МЧС РОССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-4. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13690 (дата обращения: 21.11.2024).