Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ БОЛГАРИИ

Меньшиков М.Д. 1 Сумина Е.В. 1
1 Южно-Уральский государственный университет (научно-исследовательский университет)

Государственный строй Болгарии определяется Конституцией Республики Болгарии как парламентская республика. Государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Официальный язык в Болгарии – болгарский. Традиционная религия в Болгарии – Православие.

Конституция Республики Болгарии – верховный закон Республики Болгарии, который учреждает её государственный строй. Ни один закон, указ президента или любой другой нормативный или административный акт не может противоречить ей. Согласно ст. 5 ал. 3 Конституции Республики Болгарии, законы и иные нормативные, и административные акты в Болгарии не обладают «обратной силой» – никто не может быть осужден за какие-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по действующим законам.

Конституционный суд создан в соответствии с Конституцией Болгарии (1991 г.). Только Конституционный суд может давать толкования Конституции и произноситься о констуционосообразности данного закона или решения Президента и Исполнительной власти. Кроме того КС является единственным органом, решающий споры по компетентности, возникшие между Народным собранием, Президентом и Советом министров. И наконец, в связи с членством Болгарии в ЕС, КС уполномочен давать толкования противоречит ли сключенный Болгарией международный договор Конституции, а также даёт толкования о соответствии законодательства Болгарии с общепризнанными нормами Международного права и международными договорами, по которым Болгария является страной.

Внутренняя политика Болгарии ведётся болгарским правительством, сообразно конституции и законам страны.

Болгария является парламентской республикой и президент страны не имеет особого влияния на внутреннюю политику. Местное самоуправление в Болгарии тоже не обладает полномочиями, чтобы проводить на местах внутреннюю политику, существенно отличающуюся от общей внутренней политики правительства.

Основные вопросы внутренней политики Болгарии находятся на уровне административного регулирования экономики со стороны правительства и степень прераспределения доходов через государственный бюджет. Ежегодные дебаты по этим вопросам, в и вне болгарском парламенте, наиболее ясно показывают приоритеты политических партиях, и определяет отношение болгарского общества к них.

Актуальные вопросы внутренней политики Болгарии являются:

- борьба с коррупцией и организованной преступностью

- усвоение средств из европейских фондов

- региональное развитие

- защита прав потребителей, особенно от монополиях

- здравоохранение, социальная и трудовая политика

- наука, образование,культура и искусство

- окружающая среда и экологическая безопасность

- сельское хозяйство

- транспорт

- туризм

Народное собрание Болгарии — верховный орган государственной власти в Республике Болгарии, который выражает волю болгарского народа и представляет его суверенитет, управляет законодательной властью. Состоит из 240 депутатов, выбранных на общем и равном основании на тайном голосовании на срок 4 года. В случае войны, военного или другого чрезвычайного положения, мандат Народного собрания продлевается до конца этих обстоятельств.

Великое народное собрание Болгарии – представительный орган государственной власти Республики Болгарии, который созывается для решения особо важных государственных и общественных дел. Такими являются: обсуждение и утверждение новой конституции; изменения в территории страны; изменения государственного строя и другие. Великое народное собрание состоит из 400 депутатов, 200 из которых выбирается из мажоритарного, а 200 из пропорционального принципа. Великое народное собрание распускается сразу после решения вопросов, для которых оно было созвано.

Президент Болгарии – глава государства и верховный главнокомандующий Вооружёнными силами Болгарии. Он олицетворяет единство нации и представляет Республику Болгарию в международных отношениях. Президент избирается на всеобщем, равном и тайном голосовании, на срок до 5 лет. Его функции и полномочия определяются четвёртой главой болгарской конституции. Конституционная сообразность указов и иных актов президента определяется Конституционным судом Республики Болгарии.

Президент Болгарии (Росен Плевнелиев, 22 января 2012 / Премьер-министр Бойко Борисов) имеет право налагать вето на решения Народного собрания и они считаются действительными только после его подписи. Однако, президент имеет право отклонять любое решение парламента не более, чем три раза. Если народное собрание принимает одно и то же решение в четвёртый раз подряд, оно считается действительным, несмотря на мнение президента.

Исполнительную власть возглавляет Совет министров, который осуществляет руководство внутренней и внешней политикой Республики Болгарии, в соответствии с Конституцией Республики Болгарии и её законами. Совет министров руководит выполнением государственного бюджета, организует уход за государственными благами, заключает, утверждает и денонсирует международные договоренности, в случаях, определённых законами. Совет министров отменяет незаконосообразные и неправильные акты ресорных министров.

Судебная власть защищает права и законные интересы граждан, юридических лиц и государство. Судебная власть независима от остальных структур власти. При осуществлении своих функций судьи, прокуроры, судебные заседатели и следователи подчиняются только закону. Судебная власть располагает собственным бюджетом.

Суды Болгарии бывают районные, окружные, административные, военные, апелляционные, Верховный кассационный суд и Верховный административный суд.

Гражданские и небольшие уголовные дела в Болгарии рассматриваются в следующем порядке:

Районный суд (первая инстанция) → Окружной суд (вторая инстанция) → Верховный кассационный суд (окончательное решение)

Большие уголовные и некоторые гражданские дела рассматриваются так:

Окружной суд → Апелляционный суд → Верховный кассационный суд

Административные дела рассматриваются в следующем порядке:

Административный суд → Верховной административный суд

Служебные дела военных и полицейских чинов рассматриваются так:

Военный суд → Военно-апелляционный суд → Верховный кассационный суд

Местное самоуправление и местная администрация

Территория Болгарии делится на 264 общины, которые административно объединяются в 28 областей.

Общины являются основными административно-территориальными единицами, в которых осуществляется местное самоуправление. Граждане общины выбирают кмет(сельский староста) прямым, равным и тайным голосованием, на срок от 4 лет. Этими выборами определяется и состав «Общинного совета» — местный парламент, в который входят представители всех политических партий, пропорционально результатам выбора. Обычно большинством обладает партия или коалиция, из которых происходит кмет, так как выборы кмета и Общинного совета произходят одновременно. Члены общинных советов называются «общинными представителями».

Общинные представители получают гонорар после каждого заседания совета, но эти гонорары почти никогда не являются их основным доходом. В небольших общинах представителями становятся люди из местной интеллигенции — юристы, врачи, творцы, предприниматели. Чем крупнее община, тем больше представителей крупного бизнеса и профессиональных политиков входят в состав общинного совета.

Местная администрация

Территория Болгарии делится на 28 областей, в каждую из которых административно входит десяток общин.

Области являются основными административно-территориальными единицами, в которых осуществляется центральное государственное управление. Областями руководят «Областные управители», которых назначает Совет министров.

У каждой региональной службы – полиции, здравоохранения, экологического надзора и т.д. – есть собственная субординация, вплоть до министра соответных дел. Но все региональные руководители государственных служб должны своевременно информировать областного управителя для своей деятельности. Областные управители организуют взаимодействие и оперативно руководят согласованием действий разных центральных государственных служб на местном уровне.


Южно-Уральский государственный университет https://susu.ru


Библиографическая ссылка

Меньшиков М.Д., Сумина Е.В. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ БОЛГАРИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13688 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674