Демократические преобразования в российском обществе, провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (ст.2 Конституции РФ) [1], побудило законодателя принять новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (2001г.) [2], процессуально закрепляющий новый порядок судопроизводства на территории России, в соответствии с Основным законом нашей страны.
Конституционной нормой закреплено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53 Конституции РФ), а главой 18 (Реабилитация) УПК РФ определен механизм реализации вышеназванной нормы (статьи 133-139 УПК РФ).
Под реабилитацией понимается порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию и возмещению причиненного ему вреда (п.34 ст.5 УПК РФ). Реабилитированным является лицо, имеющее право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с незаконным или необоснованным обвинением, осуждением, ограничением его прав и свобод (п.35 ст.5, ст.6 УПК РФ).
Поддерживаем мнение В.П. Божьева, что «Институт реабилитации включает в себя: а) вынесение процессуального акта о реабилитации, которым опровергается причастность конкретного лица к совершению инкриминируемого ему преступления, и б) применение в отношении него восстановительно-компенсационных мер, направленных на возмещение реабилитированному вреда, причиненного незаконным и необоснованным осуждением, уголовным преследованием или применением мер процессуального принуждения» [3].
Важным элементом восстановительно-компенсационных мер реабилитированному является объявление официального извинения от имени государства за вред, причиненный в результате уголовного преследования и незаконного наказания. Вред, подлежащий возмещению реабилитированному, включает:
1. материальный ущерб (п.1-5 ч.1 ст.135 УПК РФ);
2. взыскание неустойки (п.2 ст.15 ГК РФ) [4];
3. возмещение морального вреда (ст. 136 УПК РФ, п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 [5]).
В настоящее время законодательно закреплено в ч.1 ст.136 УПК РФ, что государство официально извиняется только за моральный вред, при этом за имущественный вред (материальный ущерб и неустойку) официального извинение не объявляется.
Полагаем, что в данном случае в отношении реабилитированного законодатель не в полной мере (частично) высказывает в уголовно-процессуальной норме официальное извинение – исходящее от государства [6], помилование, отмена наказания за какую-нибудь вину [6], лицу реабилитированному, ограничиваясь формально возмещением имущественного вреда в денежном эквиваленте (ст.135 УПК РФ), тем самым в полной мере не выполняя статью 53 Конституции РФ.
По мнению авторов, для восстановления законности и справедливости необходимо внести следующие поправки в главе 18 УПК РФ:
1. В статье 136 УПК РФ пункт 1 – утратил силу.
2. Пункт 1 статьи 134 УПК РФ изложить в следующей редакции:
«В тексте процессуальных документах, суд в приговоре, определении, постановлении, а следователь, дознаватель в постановлении признают за оправданным либо лицом, в отношении которого прекращено уголовное преследование, право на реабилитацию и приносят официальное извинение реабилитированному от имени государства. Одновременно реабилитированному направляется извещение с разъяснением порядка возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием».
3. Внести дополнение в часть 2 статьи 213. (Постановление о прекращении уголовного дела и уголовного преследования) УПК РФ:
«письменное официальное извинение правоохранительного органа реабилитированному следующего содержания:
Фирменный бланк правоохранительного органа.
Руководствуясь статьей 134 УПК РФ, я, Ф.И.О., сотрудник (должность, специальное звание), от имени государства приношу официальное извинение за причиненный Вам уголовным преследованием материальный ущерб и моральный вред.
Подпись. Дата. Гербовая печать правоохранительного органа».
Предлагаемый механизм внесения дополнений в УПК РФ позволит:
1. в полной мере сократить время получения официального извинения реабилитированному и освободит от хождения его по инстанциям;
2. письменное официальное извинение, от имени государства принесут именно те должностные лица, которые непосредственно незаконно и необоснованно осуществляли обвинение, осуждение или ограничение прав и свобод реабилитированного;
3. освобождение прокурора о принесении извинения и перенос данного процессуального действия на должностных лиц, совершивших непосредственные действия (бездействия), приведшие к необходимости восстановления законности будет хорошей профилактической мерой к подобного рода действиям сотрудников правоохранительных органов.
4. Реализация предложенных дополнений в УПК РФ сократит число судебных исков, требующих восстановление справедливости и обжалующих порядок возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием.
Библиографическая ссылка
Белая О.О., Олефиренко С.П. О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В УПК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ВЫНЕСЕНИИ ОФИЦИАЛЬНОГО ИЗВИНЕНИЯ ОТ ИМЕНИ ГОСУДАРСТВА РЕАБИЛИТИРОВАННОМУ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-4. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13678 (дата обращения: 21.11.2024).