Виртуальные сообщества давно не новость и не открытие: значительная часть материального мира уже конвертирована туда. Особую нишу в виртуальных сообществах занимают маркетинг и различные образовательные проекты.
Цель данной статьи лишь наметить основные точки движения самообразования курсантов, ибо детальное описание требует тщательного исследования и анализа.
Чем может послужить курсанту виртуальное сообщество? Рассмотрим функциональный ряд виртуальных сообществ (от меньшей значимости к большей): во-первых, это может быть группа, например, «вконтакте», со списком домашних заданий, вопросов к зачёту или экзамену или же небольшие внеурочные консультации; во-вторых, это и форум научной конференции, где обсуждаются доклады, представленные заочно. К таким площадкам относится форум Российской Академии Естествознания (www.rae.ru) В-третьих, необходимо упомянуть о системах дистанционного обучения (eFront, Sakai, Open Elms, OLAT, ILIAS, MOODLE, ATutor, Dokeos, Chamilo, Claroline LMS), где добавив нужный элемент курса, преподаватель или курсант может положить начало тому или иному образовательному или самообразовательному проекту.
В связи с чем курсантами ВСИ МВД был проведён анализ популяризации виртуальных сообществ по трём векторам:
1. сообщества/группы «вконтакте»/ «твиттере», на «фейсбуке»;
2. работа в виртуальных научных конференциях или знакомства с чужим опытом работы с этими конференциями;
3. анализ работы на платформе MOODLE
Исследования дали следующие результаты (январь, 2015г.). Наличие сообществ в «вконтакте», «твиттере», и на «фейсбуке» можно охарактеризовать по целевым направлениям и профессиональной составляющей. Наряду с тенденцией привлечения клиентов обсуждать ту или иную продукцию через ненавязчивые вопросы компанией на представленных сайтах стали образовываться сообщества социального характера. То есть, люди осознанно вступают в виртуальные новостные сообщества по политическим, экономическим вопросам, территориальной независимости и пр., участвуют в дискуссиях на злободневные темы дня:
Популярные дискуссионные темы в «Вконтакте»
Актуальные темы «Вконтакте» |
Количество обсуждений |
Самые обсуждаемые персонажи |
Олимпиада в Сочи Новости Украины Валютные колебания ЧМ по футболу в Бразилии Присоединение Крыма Происшествия малазийских авиакомпаний Вирус Эбола |
5620000 3637000 120000 1103000 1040200 743000 428000 |
Владимир Путин Виктор Янукович Пётр Порошенко Барак Обама Юлия Тимошенко Кончита Вурст Робин Уильям |
Из-за противостояния ДНР и Украины, сбитого пассажирского малайзийского Боинга и постоянных угроз санкций от США и Европы, тема стремительно накаляющегося конфликта между Израилем и Палестиной мало представлена в российском политическом дискурсе [3], том числе – отделение Шотландии от Великобритании. Тем не менее, популярные темы дискуссий виртуальных сообществ «твиттера» и «фейсбука» немногим отличаются, остаются теми же. Такие сообщества объединяет одна цель, - сохранение мира на земле. Территориальной неприкосновенности и целостности, защита национальных вопрос и идей на существование Курсанты, как и другие учащиеся высших учебных заведений не остаются равнодушными, обмениваются мнениями, жаждут получения новой информации, готовя доклады для конференций и политических информаций.
Активное участие курсантов 2 курса ФПСиСЭ V Международной студенческой электронной научной конференции «СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2014» и публикация статей в разных секция позволила почувствовать себя сопричастным к решению психолого-педагогических вопрос на уровне научных исследований. Преимущество таких виртуальных обсуждений даёт не только статус социального участника форума, но и исследователя в определённой отрасли науки.
Работа на готовой платформе вузов становится необходимым условием для самообразования студентов.
Одна из самых популярных платформ это – Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) – основа для eLearning или дистанционного обучения, очень удобна для преподавателей, которые хотят или уже пользуются современными компьютерными информационными технологиями. Данная система ориентирована на интерактивное общение всех участников учебного процесса. В системе удобно размещаются любые учебные материалы: тексты, картинки, графики, схемы, аудио и видео файлы. Эффективно организована система интерактивного взаимодействия педагога и учащихся. Хорошо организована система контроля знаний: различные виды заданий, тестов, опросов и т.д. Легко работать с обучающимися – представлены групповые и индивидуальные виды работ. Достаточно интересны возможности геймификации.
Так, в МГЛУ на платформе MOODLE можно насчитать 26 виртуальных сообществ, одно виртуальное представительство, в которых студенты являются субъектами дискуссий, новаторами идей и проектов. А, следовательно, потребность в коммуникации не является компьютерной зависимостью от Интернета, а является, как отмечено в исследовании Розиной, нейтральным или амбивалентным увлечением деятельностью, опосредованной применением Интернета – познавательной (включая обучение и учение), игровой и коммуникативной [1. с. 391].
Можно сделать вывод из книги Генриха Холланда «Директ-маркетинг» «Самое главное, чего хотят участники от сообщества, так это возможность получать информацию. Они обмениваются собственными знаниями, могут беседовать с экспертами и пополнять свои знания. Кроме того, общение доставляет им удовольствие» [2].
Исходя из опыта уже сформированных образовательных сообществ других вузов на платформе Moodle группой курсантов научного кружка «Полиглот» был создан дистанционный курс «Specialist Crime and Operation» (июнь, 2014) с прилагаемой программой обучения на платформе Moodle (http://sdo.irgups.ru/moodle/). В программе учтены как объективные, так и субъективные факторы обучения с опорой на традиционные дидактические формы обучения, интегрированные в виртуальное образовательное пространство: «Комплекса речевых средств», «Комплекс мультимедийных средств», как информационная наполняемость для виртуального сообщества. Остаётся открытым вопрос о корреляции образовательного виртуального сообщества и дистанционного курса в целом и о возможности конкретного ресурса кроме образовательной составляющей оказать влияния на развитие личности курсанта, что в дальнейшем может стать предметом исследования в научном кружке.
Библиографическая ссылка
Алдырова О.А, Грибель А.С., Евдокимова М.Г., Зеленина Д.А., Карнакова В.А. ВИРТУАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА – АЛЬТЕРНАТИВА САМООБРАЗОВАНИЯ КУРСАНТОВ В РАМКАХ ВУЗА МВД // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-4. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13665 (дата обращения: 21.11.2024).