В конце октября 2013 года в Пермском государственном медицинском университете проведено анкетирование первокурсников педиатрического факультета с целью получения представления о тех, кто стали студентами, их социальном статусе, мотивах поступления в медицинский вуз, их первых впечатлениях от учёбы, адаптации к студенческой жизни, проблемах, возникающих на первых этапах обучения. Проанкетировано 97 человек.
Первый вопрос анкеты звучал так: «Почему Вы поступили именно в ПГМУ?» Результаты анкетирования показали, что 88% студентов поступали в медицинский университет с мечтой или желанием быть врачом. На втором месте по количеству ответов заняла позиция «интерес к медицине». Замечательный результат, ведь с такими стимулами цель обязательно будет достигнута. 57% студентов поступили в университет, потому что считают, что учиться в нём престижно. Интересно заметить, что 14% наших студентов продолжают семейные традиции. Радует тот факт, что студентов, выбравших путь в медицину по причинам «Просто получить высшее образование» и «Стоимость за обучение небольшая», среди анкетируемых нет.
На вопрос «Для чего Вам нужно высшее образование?» 92% студентов ответили: «Стать хорошим врачом». Также высокий результат (67%) набрал ответ «Стать полезным членом общества», примерно треть опрошенных указала варианты «Получить престижную, хорошо оплачиваемую работу» и «Заложить основу дальнейшего жизненного пути».
Первые месяцы учёбы в вузе – период адаптации к новому образу жизни. Поэтому для выяснения успешности этого процесса первокурсникам был задан вопрос «Трудно ли Вам было привыкать к студенческой жизни?». 75% студентов ответили, что в первые месяцы учёбы привыкание к студенческой жизни проходило трудно. Лишь четверть анкетируемых указали, что адаптация у них прошла легко и быстро.
Интересны ответы на вопрос о трудностях, возникающих в процессе обучения. Что же чаще всего мешает студенту успешно и продуктивно учиться? Оказывается, что часто студентам мешает недостаток времени для подготовки к занятиям (66%), слишком большая учебная нагрузка (61%), ну и… собственная лень (65%). При этом 71% первокурсников утверждает, что учиться в медицинском вузе очень интересно. «Что Вам нравится в учёбе?» – «Возможность узнавать новое», ответили 89% анкетируемых; «Сам процесс обучения» – 65% студентов; а 42% первокурсников «нравится общение с товарищами».
Отношения в группах у 87% студентов сложились хорошо, отношениями с куратором группы и преподавателями удовлетворены также большинство студентов.
Интересны ответы на вопросы: «Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать студент?» и «Какими качествами обладаете Вы?». Анализ ответов показал, какие человеческие качества являются ведущими в понимании первокурсников, а также какие требования они предъявляют к себе. Наиболее высоко оценены студентами такие качества как ответственность (91%); самостоятельность, целеустремлённость и порядочность (74%); уверенность в себе и умение работать в коллективе (69%); стремление к творению добра (63%). Менее необходимой студенты посчитали ориентацию на созидание благ себе (12%).
Качествами, наиболее часто встречающимися у студентов, они назвали: ответственность (76%); порядочность (75%); целеустремлённость и самостоятельность (64%); стремление к творению добра (55%) и уверенность в себе (50%). Реже встречающимися у них качествами студенты посчитали ориентацию на созидание благ себе (22%); конкурентоспособность (23%); гибкость (25%); ориентацию на разумное использование свободного времени (26%) и волевые качества (31%).
Наибольшую жизненную ценность для студентов 1 курса педиатрического факультета представляет семья (95%), далее следуют любовь (78%), здоровье (75%), друзья (62%), образование (58%), профессионализм (56%), интересная работа (55%), совесть (54%). При этом 17% отнесли к важным человеческим ценностям религию и признание окружающих, 13% указали на интересные развлечения и досуг, нужные знакомства и связи, 2% студентов назвали ценностью власть над людьми.
Как же будущие доктора проводят досуг? Результат опроса показал, что самым распространённым занятием студентов в свободное время является прослушивание музыки (80%); многие первокурсники в свободное время наслаждаются посещением театров, кинотеатров, выставок (59%); 49% анкетируемых любят выезжать на природу; предпочитают заниматься спортом 36% студентов; 35% в свободное время любят читать художественную литературу и такое же количество посещают дискотеки и вечеринки. Менее половины предпочитают «сидеть за компьютером».
И последний вопрос: «Нравится ли Вам учёба, поступление в медицинский вуз было правильным решением?». «Да», – ответили 70% студентов, 30% «Ещё не поняли».
Вот такие они, мои однокурсники. Перед нами лежит длинный путь взросления, обучения, познания будущей профессии, впереди будут успехи и неудачи, но я верю, что мы станем хорошими врачами, а дружбу, воспоминания о первых месяцах учёбы мы сохраним на всю жизнь.
Библиографическая ссылка
Мунтьянова Е.В. КАКИЕ ОНИ, МОИ ОДНОКУРСНИКИ? // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-4. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13659 (дата обращения: 21.11.2024).