Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЫ МСТЁРЫ

Ершова Л.В. 1 Тюлина Д.Е. 1
1 Ивановский государственный университет Шуйский филиал

На протяжении долгой истории человечества народное искусство пропитывало собой все сферы человеческого бытия – жилище, одежду, обряды, быт, труд; формировало предметную и праздничную среду. В настоящее время оно признается существенной частью национальной и мировой культуры, рассматривается как особый тип художественного творчества, обладающий особой художественной ценностью. Помимо высокой эстетики, которая является безусловным атрибутом народного искусства, оно обладает колоссальным духовно-нравственным, педагогическим потенциалом. В ходе проведенного исследования были определены ведущие направления, в которых народное искусству выступает незаменим средством. Цель данной статьи – раскрыть отдельные воспитательные аспекты на примере искусства лаковой миниатюры Мстеры. В условиях обострившейся международной ситуации, когда Россия оказалась в очень непростых условиях, от каждого ее гражданина требуется приверженность ее интересам, желание в любой момент встать на ее защиту. Поэтому, одним из актуальных направлений воспитания молодых поколений, является патриотическое воспитание. Представление о Родине начинается у детей с колыбельной, народных потешек, добрых сказок, и, конечно, с красивых игрушек. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется, и чем более мир, окружающий ребенка, будет насыщен вещами, событиями и делами, затрагивающими его чувства любовью к своей семье, родным, к родной природе, к своему родному краю, тем сильнее и устойчивее будет его чувство любви к Родине. Народное искусство, в том числе, лаковая миниатюра Мстёры, в этом процессе – незаменимое средство. Живая сила лаковых промыслов – в их народности, постоянном развитии старых традиций национальной русской культуры, питающих современный промысел. Миниатюра Мстеры – один из благодатных видов декоративно-прикладного творчества, в произведениях которого можно проследить самые разные темы патриотической направленности. Мифологическая и сказочно-былинная тематика, сюжеты военных событий, воины – защитники отечества и конечно, родные пейзажи, выполненные с удивительным мастерством, с любовью – все это завораживает, будит воображение зрителя, вызывает чувство гордости за своих земляков. Безусловно, ответное чувство может проснуться только в случае умелого руководства педагогом процессом восприятия миниатюры, а еще лучше при условии вовлечения учащихся в процесс творчества, вслед за народным мастерам. Другое актуальное направление, в котором важную роль играет народное искусство, – это эстетическое воспитание, тесно связанное с патриотическим, нравственным воспитанием, и которое дает заряд развитию способности воспринимать прекрасное и наслаждаться красотой, а также творить по законам красоты. О роли и значении декоративно прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и др.). Они отмечали, что народное искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Многочисленные исследователи детского творчества указывали на то, что знакомить детей с народным искусством надо с самого раннего возраста, приобщая детей к образцам, обладающим безупречным эстетическим вкусом, тонким композиционными и колористическими построениями. Естественная потребность детей, младших школьников в ярких цветах, красочных мотивах может быть в значительной мере удовлетворена введением в атмосферу произведений народного декоративно прикладного искусства. Если по силе и яркости впечатлений на детей первое место занимают народные игрушки, то вслед за ними идут произведения изобразительного и народного искусства. Изобразительное народное искусство, сильное образами, красками, смелостью и оригинальностью замысла, простотой и умелым использованием материала, воспитывает в детях чувство прекрасного на родном и близком. Эффективность процесса возрастает, если в нем задействованы произведения народных мастеров – земляков, воспевающих с любовью и теплотой свой родной край, поля и реки, растения и животных бытующих в данной местности. И в сказках живут герои, очень похожие на соседей или известных героев, да так написанные, что глаз не отвести. Все это просматривается в произведениях лаковой миниатюры Мстеры. Красота, гармония и изысканность, вызывают неизменный интерес к творчеству лаковой миниатюры. Сказочные сюжеты привлекают свое внимание детей, притягивают своей яркостью, пышностью. Так, осваивая приёмы росписи мстёрской лаковой миниатюры (подбор изделия (шкатулки), эскиз, подмалёвок, роспись, покрытие), дети могут выполнять небольшие иллюстрации к сказкам, а затем переносить их на изделия. В этом случае большое значение имеет не только факт живой преемственности приемов письма, сюжетики, но и результаты этой деятельности, применяемые как в оформлении школы, класса, так и изготовление подарков, работ для выставок, экспонаты в школьный музей и так далее. Работа эта вызывает у учащихся большой интерес, выполняется на одном дыхании. Таким образом, понимание красоты мира, природы, человека, его многогранной материально-духовной деятельности через познание национального характера, непреходящих нравственных и культурных ценностей – наиболее эффективный путь полноценного формирования личности, ее эстетических вкусов, патриотических чувств и нравственных норм.


Библиографическая ссылка

Ершова Л.В., Тюлина Д.Е. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЫ МСТЁРЫ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13599 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674