Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ. ВНУТРЕННЕЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

Овсянников К.С. 1 Акимочкина Т.А. 1
1 Алтайский государственный университет
1. Распопов В.М. Управление изменениями: учебное пособие. М., Магистр, 2008. 333 с.
2. Кужева С.Н. Управление изменениями: конспект лекций // Электронный ресурс, Библиотека ЦИМПО.
3. Эленберг А.Н. Управление сопротивлением изменениям в системе промышленного предприятия Самарский государственный экономический университет: статья – Экономика и управление 11 (72) 2010. 184 с.

Быстрые темпы изменения экономики нашей страны заставляют хозяйствующие субъекты не в меньшей степени оперативно на них реагировать. Зачастую факторы внешней среды порождают изменения внутренние, в рамках организации.

Под давлением внешних и внутренних обстоятельств организации вынуждены менять собственные стратегии, системы и структуры управления. Иначе их эффективность в условиях возрастающей конкуренции может быть быстро поставлена под сомнение.

Значимыми причинами изменения внешней среды по нашему мнению являются:

1) Экономические причины – рентабельность, сырьевая база, логистика, себестоимость, политика государства в области тарифов на энергоресурсы;

2) Рыночные причины – доля рынка, требования покупателя по отношению к качеству продукции, баланс спроса и предложения;

3) Социальные причины – социальные программы в области медицины, здравоохранения, жилья;

4) Политические причины – отсутствие согласованной и достоверной информации органов статистики и официальных властей в отношении реальных явлений;

5) Технологические – научно-технические достижения, развитие коммуникаций и информационных систем, эволюция программного обеспечения и компьютерной техники;

6) Экологические – изменение в нормативной базе природоохранной деятельности, изменения аварии, стихийные бедствия, изменение регионального законодательства в области экологических норм;

Предлагаем более подробно рассмотреть рыночные причины, поскольку, по нашему мнению, именно они являются одними из самых главных и приводящих к изменениям внутри организации. Когда на рынке превалирует предложение над спросом, потенциальные покупатели предъявляют все больше требований к качеству продукта и оказываемым услугам. При продаже становиться неотъемлемым условием покупки факт наличия выгод, удобств и удовлетворенности не только от товара, но и от сервиса. Именно уровень обслуживания при прочих равных условиях выходит на первый план в умах клиентов.

Например, при хорошем спросе на товар компании менеджеры отдела продаж не задумываются о том, что у товара, как и у экономики, есть циклы развития. В сложных экономических условиях руководителю необходимо проводить внутренние изменения, направленные на повышение качества обслуживания.

Перестройка в работе рядовых менеджеров может привести к конфликту и сопротивлению изменениям. Неформальные лидеры или особо активные работники, которым есть что терять в связи с изменениями, могут оказать давление на других сотрудников коллектива, вплоть до парализации работы компании. Руководитель должен вовремя реагировать на таких работников и управлять ими.

Осуществление изменений представляет собой комплекс процессов и процедур по внедрению и проведению мероприятий по изменению в организации. Процесс изменений занимает длительное время, поскольку существуют этапы подготовки, осуществления и контроля, в момент перемен организация переходит от одного устойчивого состояния функционирования к другому, более устойчивому.

Управление изменениями – это постоянный и непрерывный процесс корректировки направления деятельности и обновления структуры организации, поиска новых возможностей с целью ее перехода на новый уровень развития.

Под сопротивлением стоит понимать многогранное явление, вызывающее непредвиденные отсрочки, дополнительные расходы и нестабильность процесса изменений. Это сопротивление проявляется всегда в ответ на любые изменения, в процессе которых имеют место отсрочки начала процесса изменений; непредвиденные отсрочки внедрения и прочие трудности, которые замедляют изменения и увеличивают расходы по сравнению с запланированными; попытки саботировать изменения внутри организации или игнорировать их в потоке других первоочередных дел.

Универсальных способов преодоления сопротивления не существует, мы выделили следующие основные пути решения, которые в большей степени оказывают влияние на эффективность действий руководства:

1) Информирование сотрудников – уведомление сотрудников компании о грядущих изменениях помогает осознать и воспринять необходимость и последовательность действий руководства.

2) Поощрение и мотивация наиболее активных несогласных с изменениями – этот путь актуален, когда потенциально сотруднику есть что терять в результате изменений и когда сотрудник имеет большой вес в коллективе и может спровоцировать забастовку всех работников или их части. Этот путь может быть реализован в форме поощрений, одобрений, выдачи почетных грамот за заслуги перед организацией, а также премирований работников за результативность и приверженность корпоративным ценностям.

3) Выделение ключевой роли и присвоение ее при реализации изменений – предоставление одному из лидеров коллектива ключевой роли в процессе. При этом лидер с ключевой ролью оказывает только поддержку проводимых руководством изменений без участия в них как идейного, так и реализационного характера.

4) Манипуляционные обороты речи руководства – недопустимые с позиции нравственности приемы дискуссий и полемик, которые создаются на основе психологических факторов воздействия на собеседника, вызывающие чувства и эмоции, на которых можно сыграть (чувство страха, стыда, самолюбия).

5) Обсуждение необходимости изменений – обсуждение проблем, вызвавших необходимость изменений и учет мнений по ликвидации этих проблем. Работники сами должны уяснить логику и необходимость изменений, что в свою очередь снимет напряженность в коллективе и увеличит степень осознания важности перемен.

Помимо перечисленных путей поддержке деятельности руководства будут способствовать следующие действия:

- обращение внимания на необходимость и неотложный характер изменений;

- получение одобрений от коллектива по некоторым не ключевых вопросам;

- определение круга лиц, участвующих и отвечающих за результативность процесса изменений.

- отклики на возражения в процессе изменений;

- создание неофициальных каналов обратной связи для получения сведений о состоянии коллектива;

Данные предложения на наш взгляд позволят повысить эффективность изменений в организации. Добиться от людей понимания логики и необходимости перемен зачастую очень трудно. Из-за ошибок руководства поддержка коллектива может превратиться в сопротивления. Приведенные нами пути могут смягчить и устранить негативные последствия перемен.


Библиографическая ссылка

Овсянников К.С., Акимочкина Т.А. УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ. ВНУТРЕННЕЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13527 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674