Одной из главных проблем инвестиционной политики для регионов является поиск источников финансирования. В настоящее время существует много вариантов привлечения инвестиций в региональные проекты. Инвестиционный потенциал региона является одним из главных показателей, характеризующих привлекательность территории.
Региональный инвестиционный потенциал – это возможность собственных и привлечённых в регион финансовых ресурсов обеспечивать инвестиционную деятельность в масштабах, определённых экономической политикой региона.
Данная тема в настоящее время является актуальной, т.к. привлечение инвестиций и создание благоприятной инвестиционной среды является залогом поступательного комплексного развития экономики региона.
Воронежская область, образованная 13 июня 1934 года, является центром Черноземья. Для обеспечения жителей города и области рабочими местами, предоставления социальных гарантий и создания условий для жизни необходимы значительные инвестиции. Правительство Воронежской области разработало основные направления инвестиционного развития региона, которые определены в «Инвестиционной стратегии Воронежской области на период до 2020 года» [1].
С 2008 года по 2009 год, среднегодовой объём инвестиций увеличился на 122 млрд. рублей. В данном периоде область заняла лидирующее место среди регионов по темпам роста привлекаемых инвестиций.
Таким образом, в сопоставимой оценке инвестиции в экономику области в 2013 году к уровню 2008 года увеличились в 1,8 раза (в РФ на 8,6%) [2].
В рамках Программы социально-экономического развития области в период с 2009 года на территории Воронежской области было запущено более 55 производств. К 2014 году благодаря поддержке правительства области активно реализуются более 70 проектов. Объём инвестиций в 2013 году превысил объём инвестиций 2008 года в 4,5 раза. В настоящее время инвесторами вложено более 175 млрд. рублей на реализацию данных проектов.
Ежегодно в области дается старт от 15 до 20 проектам. Реализуемые проекты связаны с новыми производствами в ведущих отраслях экономики. При этом необходимо подчеркнуть государственную поддержку, которая за счет дополнительных налоговых поступлений в бюджет за 2009-2013 гг. составила 8 млрд. рублей, что превысило общий объём областной поддержки более чем в 2 раза.
Важным шагом для области стал проект по производству стейкового (мраморного) мяса. Он позволит создать самовоспроизводящуюся систему производства высококлассного мяса говядины как для экспорта, так и для импорта. Наряду с этим проектом, был запущен уникальный для России проект по производству цемента, не имеющий аналогов ни в России, ни в странах СНГ. На предприятии применены современные технологии цементной промышленности, позволяющие повысить производительность труда до 3,5 раз и снизить потребление топлива в 1,5 раза по сравнению с заводом, работающим по традиционному способу производства. Выбросы в экологическую среду данного производства снижены в 2,5 раза и соответствуют самым высоким экологическим стандартам. Также реализуются и проекты по модернизации крупных промышленных предприятий: «Воронежсинтезкаучук», «Воронежский шинный завод» и других.
По данным рейтингового агентства «Эксперт-РА», по итогам 2013 года область заняла 6 место среди регионов в номинации «Регионы с минимальными рисками инвестирования», улучшив свои позиции в рейтинге на 17 пунктов [3].
Регионы с минимальными рисками инвестирования по итогам 2013 г.
1 |
Ленинградская область |
2 |
Белгородская область |
3 |
Липецкая область |
4 |
Санкт-Петербург |
5 |
Краснодарский край |
6 |
Воронежская область |
7 |
Республика Татарстан |
8 |
Ростовская область |
9 |
Московская область |
10 |
Москва |
Помимо финансовых льгот, для устойчивого экономического роста на территории Воронежской области, правительство оказывает организационную поддержку – снижает минимальный объём инвестиций для признания проекта особо значимым, проводит PR-кампании в СМИ, привлекает крупные компании для реализации инвестиционных проектов.
В целях создания благоприятной инвестиционной среды на территории Воронежской области определены и реализуются следующие инициативы.
Первая инициатива – реализация Прогноза научно-технического развития Воронежской области. Реализуемая Стратегия социально-экономического развития Воронежской области признана одной из лучших экспертным сообществом и Министерством регионального развития на международном форуме в г. Санкт-Петербурге в 2011 и 2012 годах. По результатам конкурса область заняла соответственно 2-е и 3-е места. В 2013 году на региональном уровне впервые разработан Прогноз научно-технического развития, позволяющий решать задачи формирования направлений развития региональной науки, разработать новый подход к определению областей науки и инноваций.
Вторая инициатива – разработка Генеральной схемы развития и размещения производительных сил Воронежской области. Данная схема взаимоувязывает планы развития и размещения отраслей экономики, межотраслевые комплексы, схемы территориального планирования и планы социально-экономического развития региона.
Третья инициатива – внедрение Стандарта деятельности исполнительных органов власти Воронежской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Обязательным условием реализации Стандарта является экспертная оценка бизнес-сообществом региона результативности данных мероприятий. Для этого сформирована экспертная группа, в которую вошли представители общероссийских общественных организаций «Деловая Россия», «Опора России», «Российский союз промышленников и предпринимателей», «Торгово-промышленная палата», иных заинтересованных организаций [4].
Четвертая инициатива – развитие инноваций. На территории области созданы 4 технопарка: «Содружество», «Митэм», «Калининский» и «Космос-Нефть-Газ», а также функционируют 3 бизнес-инкубатора: «Авиационный», «Восток» и бизнес-инкубатор на базе ВУЗа – «ВГАСУ».
Предприятиям предоставляются производственные и офисные площади, льготы по аренде помещений, налогам на имущество и налогам на прибыль.
Пятая инициатива – сокращение отдельных процедур, а также оптимизация процессов оформления разрешительной и согласовательной документации при реализации инвестиционных проектов. Эта работа соответствует целям, поставленным Президентом РФ по вхождению России в число стран с наиболее привлекательным инвестиционным климатом.
Шестая инициатива – создание новых механизмов привлечения частного капитала. В Воронежской области завершена разработка нормативно-правовой базы в сфере государственно-частного партнерства и заключено первое в Российской Федерации концессионное соглашение в области водоснабжения населения.
Седьмая инициатива – разработка региональной программы повышения производительности труда и создание высокопроизводительных рабочих мест.
Реализация инвестиционных проектов сопровождается работой по улучшению механизмов взаимодействия власти и бизнеса. Для повышения инвестиционной активности власти Воронежской области оказывают содействие в выделении земельных участков, совершенствуют региональную налоговую базу и оказывают поддержку хозяйствующим субъектам.
Приоритетным направлением для привлечения инвестиций в Воронежскую область является существование конкурентных преимуществ региона, а также целевая направленность на модернизацию традиционных и развитие новых видов экономической деятельности. Правительство области осуществляет формирование максимально комфортных условий для инвесторов. Для повышения инвестиционной активности правительство Воронежской области оказывает содействие в выделении земельных участков под строительство производственных объектов, координирует опережающее развитие энергосистем, постоянно ведет работу по развитию инженерной инфраструктуры, совершенствованию регионального налогового законодательства, оказанию государственной поддержки хозяйствующим субъектам.
Библиографическая ссылка
Зиновьева И.С., Чеснокова А.В. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13514 (дата обращения: 21.11.2024).