В последние годы в условиях рыночных отношений возросла значимость региональной экономики.
В центре внимания региональной экономики продолжают оставаться такие проблемы, как:
1) стратегия развития региональных социально-экономических систем, применение новых форм и методов территориальной организации общества и хозяйства;
2) социально-экономические проблемы преобразования научной и инновационной деятельности в регионе;
3) социально-экономические проблемы регулирования региональной среды обитания и создание системы экологической безопасности населения;
4) региональные проблемы сферы труда, социального развития и социальной защиты населения.
Региональная инвестиционная политика должна быть направлена, с одной стороны, на создание благоприятных условий для инвестирования, с другой – на стимулирование мобилизации внутренних инвестиционных ресурсов региона и их трансформацию в инвестиции, иными словами, необходимо повышать инвестиционную привлекательность региона, как для внешних, так и для внутренних инвесторов [1].
Инвестиционная привлекательность региона – это интегральный показатель, который определяется по совокупности ее экономических и финансовых показателей, показателей государственного, общественного, законодательного, политического и социального развития. Инвестиционная привлекательность определяет вектор физического, финансового, интеллектуального и человеческого капиталов.
При оценке инвестиционной привлекательности необходимо использовать как внутренние, так и внешние источники инвестиции, что позволит обеспечить поддержку перспективных отраслей и видов производств, осуществляющих модернизацию производственной базы, стимулирование миграции капитала и рабочей силы, развитие инфраструктуры, создание благоприятных условий для научно-исследовательской деятельности.
Основным аргументом преимущественной ориентации стратегии развития региона на внешние источники инвестиций (в том числе иностранные) является то, что иностранный капитал способствует внедрению инноваций, является носителем новых производственных технологий и инновационного менеджмента. Но следует иметь в виду, что иностранные инвестиции создают для региона-реципиента угрозу зависимости от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов, поэтому они должны рассматриваться как важный, но дополнительный (не основной и не единственный) источник финансирования [2].
Поэтому при разработке инвестиционной политики регионов России, следует исходить из того, что прямые иностранные инвестиции – это важный, но не главный и тем более не единственный источник инвестиций в регион, т.е. рассматривать их как дополнительный источник финансирования.
Также необходимо предусмотреть одновременное решение задачи мобилизации всех видов внутри региональных инвестиционных ресурсов и задачи повышения инвестиционной привлекательности для внешних инвесторов (как иностранных, так и отечественных).
В соответствии с выбранным подходом региональная инвестиционная политика должна быть направлена на активизацию собственного капитала региона и привлечение дополнительных инвестиций из-за его пределов, что предполагает использование как косвенных, так и прямых методов регулирования инвестиционной привлекательности.
России необходимо эффективное государственное регулирование инвестиционных процессов в регионах, которое требует разработки эффективных инструментов повышения инвестиционной привлекательности [3].
Инвестиционная привлекательность, с одной стороны, может рассматриваться как компонент инвестиционного климата, который, в свою очередь, представляет систему различных объективных условий и возможностей для привлечения инвестиций в экономику региона и обеспечения интенсивности инвестиционной деятельности, сложившихся под влиянием комплекса факторов (политических, экономических, социальных, природных, экологических). Для характеристики интенсивности инвестиционной деятельности в регионе в экономической литературе используется категория «инвестиционная активность».
С другой стороны, инвестиционная привлекательность является результирующей характеристикой взаимодействия двух комплексных факторов – инвестиционного потенциала и инвестиционных некоммерческих рисков.
Рост инвестиционной активности в регионе требует разработки стратегии повышения инвестиционной привлекательности на основе выбора подхода к анализу региональной структуры инвестиций. Основой региональной инвестиционной политики должен служить подход к оценке инвестиционных процессов в регионе, определенный с учетом представления о преобладающем типе поведения инвесторов в данном регионе.
Необходим мониторинг региональной инвестиционной активности с позиций оценки поведения инвесторов, что позволит своевременно вносить коррективы в региональные инвестиционные программы.
Существует рейтинговая оценка инвестиционной привлекательности региона. Она присваивается по специальной шкале, разделенной на три большие категории, внутри каждой из которых выделяются три уровня:
Категория «регионы с высоким уровнем инвестиционной привлекательности»:
– Группа IC1 (высокая инвестиционная привлекательность - первый уровень)
– Группа IC2 (высокая инвестиционная привлекательность - второй уровень)
– Группа IC3 (высокая инвестиционная привлекательность - третий уровень)
Категория «регионы со средним уровнем инвестиционной привлекательности»:
– Группа IC4 (средняя инвестиционная привлекательность - первый уровень)
– Группа IC5 (средняя инвестиционная привлекательность - второй уровень)
– Группа IC6 (средняя инвестиционная привлекательность - третий уровень)
Категория «регионы с умеренным уровнем инвестиционной привлекательности»:
– Группа IC7 (умеренная инвестиционная привлекательность - первый уровень)
– Группа IC8 (умеренная инвестиционная привлекательность - второй уровень)
– Группа IC9 (умеренная инвестиционная привлекательность - третий уровень)[4].
Воронежская область находится практически в середине и относится в группе IC4. Это говорит о том что, в нашем регионе средняя инвестиционная привлекательность. Обнадеживающим является тот факт, что данный регион отличается достаточно хорошим уровнем развития инфраструктуры и высоким качеством институциональной среды. Доступная инфраструктура и работающие институты поддержки бизнеса уже сейчас помогают региону создавать и развивать новые производства, что в среднесрочной перспективе позволит серьезно нарастить производственный потенциал и объем внутреннего рынка, то есть улучшить позиции региона по всем факторами инвестиционной привлекательности. С уверенностью можно сказать, что регион из группы IC4 может подняться на более высокий уровень уже в следующем году при условии сохранения положительной динамики развития.
Инвестиционная привлекательность является ключевым элементом формирования потока инвестиций, определяющим фактором для принятия инвестором решения. Поэтому управление инвестиционной привлекательностью экономической системы – один из основных способов регулирования инвестиционной деятельности. Управление инвестиционной привлекательностью требует разработки методики ее оценки и методики выявления факторов, воздействие на которые позволит повысить уровень инвестиционной привлекательности.
Основные аспекты управления инвестиционной привлекательностью представляются недостаточно разработанными, в частности: подходы к определению базовых понятий; методика выбора факторов, определяющих инвестиционную привлекательность; методика отбора критериев оценки инвестиционной привлекательности; обоснованные методы расчета показателей инвестиционной привлекательности; использование результатов оценки в управлении инвестиционной привлекательностью.
Проблема повышения инвестиционной привлекательности объективно связана с более общей проблемой поддержания стратегической конкурентоспособности региона в системе национальной и мировой экономики.
Библиографическая ссылка
Зиновьева И.С., Дуракова Ю.В. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13513 (дата обращения: 23.11.2024).