Начать свою работу хотелось бы со слов Билла Гейтса: «В будущем на рынке останется два вида компаний: те, кто в Интернете, и те, кто вышел из бизнеса.»
Электронная торговля – динамически развивающаяся отрасль во всем мире. Сами участники рынка электронной коммерции отмечают, что достигли высоких результатов и являются достаточно сильным конкурентами в отношении розничной торговли.
Выгода электронной коммерции очевидна. В среде интернет продавцам не нужно арендовать помещение для магазина, оплачивать труд персонала и проходить множество проверок и бумажной волокиты. Всё это дает возможность поддерживать низкие, в отношении конкурентов, розничные цены, не снижая при этом рентабельности. Стоит отметить удобство и выгоду со стороны покупателей. Электронные ресурсы доступны круглосуточно, клиенту не приходится долго стоять в очереди, плюс ко всему, в интернет-магазинах всегда представлен широкий ассортимент товаров и подробное описание со всеми техническими характеристиками. И, конечно, привлекательная цена и большой поток скидок.
На сегодняшний день Россия лидирует среди других стран по количеству интернет-пользователей, но это заслуга скорее количества населения, нежели проникновения электронных услуг на территорию страны. Если же мы будем анализировать количество клиентов электронных услуг только по территории Российской федерации, то заметим, что данным видом услуг пользуется не больше половины населения, в то время как в Европе этот показатель доходит до отметки в 80%.
Почему же в России данный вид услуг до сих пор на довольно низком уровне? Люди, которые непосредственно занимаются электронной торговлей отмечают, что Россия довольно сложна для этого вида услуг. Во-первых, большие расстояния между населенными пунктами, что усложняет и увеличивает стоимость доставки товаров. Во-вторых, интернет ресурс не может полностью удовлетворить все органы чувств человека. Многие покупатели отказываются от услуг интернет-магазинов, потому что не могут увидеть товар вживую, «пощупать его». Хоть сегодня и реализуются такие способы как видео-обзоры, возможность примерить одежду до ее покупки. Плюс, стоит заметить, что информационные технологии не стоят на месте и вполне возможно, что лет через пять ситуация в корне изменится.
В каждой отрасли есть свои лидеры. По результатам опроса «OnLife», который проводился в течении трех месяцев, топ 5 интернет-магазинов по покупкам стали: «AliExpress», «Ozon», «Ebay», «Avito» и «Эльдорадо» (в опросе приняли участие более 100 000 россиян в возрасте от 16 до 54 лет). Данный результат вполне ожидаем. Так как на сегодняшний день это одни из крупнейших площадок электронной коммерции. Рассмотрим, например, интернет-магазин товаров из Китая – «AliExpress». Продажи за единый день распродаж, организованный «Alibaba Group», составили $9,32 млрд. Это в два раза больше чем было в прошлом году ($5,43), да и просто рекордные результаты, которые обошли показатели прямых «конкурентов» — западных «Черной пятницы» и «Киберпонедельника». В «Дне шопинга» — 11 ноября, активными участниками стали и россияне: их смогли обогнать по количеству затраченных средств только гонконгцы и американцы.
Почему же «День шопинга» имел такой успех? Во-первых, глобальная пиар компания, ролики об этой распродаже крутили даже в московском метро. Во-вторых, цены товаров на Китайских сайтов заметно приятнее, например, стоимость женской блузы может начинаться от 250 руб., в то время как в магазинах вы не найдете дешевле 1000 руб. А в условиях экономической нестабильности люди все больше времени тратят на поиск выгодных торговых предложений. В этом рынок электронной торговли представляет практически неограниченные возможности. Здесь вам и отсутствие переплат, и ощутимые скидки.
Сегодня, стремительный рост валюты, преддверие кризиса и предновогодняя суета сделали последние месяцы на рынке довольно интересными. Ситуация во многом напоминает кризис шестилетней давности, когда рубль так же, как и сейчас стремительно падал по отношению к доллару. Доходы по сравнению с ценником резко снизились, а желания и запросы остались, самым очевидным способом остаться в плюсе – икать товары по дешевле.
Однако есть существенное отличие от 2008 года, а именно в восприятии ситуации россиянами. Если раньше все просто боялись кризиса, то сегодня люди «научены горьким опытом», рубль срочно переводят в валюту и во всю закупаются товарами длительного пользования. Сейчас в магазинах продавцы только и успевают менять ценники и ставить пометки «продано». Машины в салонах почти кончились, а на те, что остались ценник поднялся на 30%. Магазин «М.Видео» прекратил размещение своих товаров «Яндекс.Маркет» по всем регионам, а также, другие платные маркетинговые мероприятия. Данную новость сообщил руководитель департамента интернет-маркетинга и электронной коммерции Роман Горшков в своем Facebook. Он объясняет все это тем, что количество заказов превышают возможности компании практически в три раза.
Таким образом, мы видим, что во время кризиса россияне стараются совершать покупки в условиях «здесь и сейчас», нежели на просторах интернета. И даже большие скидки не всегда могут переманить клиента. Плюс ко всему, учитывая стремительный сбыт товара, информация в интернет магазинах о наличии товаров не всегда подлинная.
6-7 ноября в Москве в Центре Международной Торговли в 10-й раз прошла крупнейшая в России конференция по многоканальным и интернет-продажам «Электронная торговля 2014». Порядка 100 спикеров приняли в ней участие и представили самые успешные практики в электронной коммерции. Важной темой конференции стал надвигающийся кризис: изменения курса рубля и постепенный спад потребительской активности. А главными проблемам электронной коммерции, по мнению экспертов, станут: «дорогой» маркетинг, снижение процента покупателей. Все это оборачивается для интернет-магазинов, высокими издержками на обработку заказов. Ценник на обработку заказа в среднем превышает 300 руб.
Поэтому сегодня интернет-магазины стали более разборчивы в привлечении аудитории, а интернет-покупатели чаще обращаются в интернет магазины непосредственно за покупками, а не только за отзывами. За этот счет конверсия по крупным интернет-магазинам выросла в течении года в среднем на 11%. Отсюда появился рост числа заказов, но средний чек у большинства интернет-магазинов продолжает снижается, частота покупок становится нерегулярной и идет к спаду. В таких условиях множество малых интернет-магазинов прекратят свое существование. Это случится, если у них будет не более 100 продаж в день. В то время как большие магазины будут только укреплять свои позиции и расширять ассортимент.
В целом предполагается замедление темпов роста электронной коммерции, но тем не менее, объем продаж материальных товаров будет продолжать свой рост.
Библиографическая ссылка
Крылова А.Ф. ОЦЕНКА ПОЛОЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАДЕНИЯ КУРСА РУБЛЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13497 (дата обращения: 21.11.2024).