Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА В РАМКАХ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ «ФАКТУРА»

Краснова Т.В. 1 Шаталюк И.А. 1
1 Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
1. Ашарапова Елена. Онлайн-имидж «первого лица». Формирование репутации руководителя в Интернете / Журнал «Корпоративная имиджелогия», № 1, 2009 г.
2. Шепель В.М. Имиджелогия: сущность и специфика учебного предмета / электронный ресурс - [http://evartist.narod.ru/text9/19.htm] – заголовок с экрана.
3. Антонова Д.Р. Формирование публичного имиджа Стивена Джобса в массовых коммуникациях в 2007-2012 годах.
4. Никифорова Ю. Роль стереотипов в создании и восприятии имиджа.

На сегодняшний день, имидж является многогранным понятием, которое выполняет различные функции, имеющее свои характерные особенности. Грамотно созданный имидж является гарантией успеха, как отдельной персоны, так и целой организации. Являясь специалистом в области маркетинга и PR, Елена Ашарапова говорит о том, что лидеры – совершенно различные и многоплановые люди по складу характера, темперамента и предпочтений. Для многих публичность – органичное состояние. Такие люди коммуникабельны, открыты ко всему новому, с удовольствием посещают различные мероприятия и охотно выступают публично. Но для других, общественная жизнь является тяжкой ношей. Данный контингент сложно уговорить прокомментировать важное событие или пригласить на мероприятие. Для таких лидеров, важнее «делать», чем «говорить»[1]. Независимо от того, насколько лидер организации ориентирован на поддержание своей популярности, он, прежде всего, является носителем определенного имиджа, сложившегося в глазах его сотрудников.

В рамках данной темы нами было проведено исследование. В основе нашего исследования лежала гипотеза, что способ подачи имиджевой информации через студенческую газету, будет не только формировать имидж, служить коммуникацией и воздействовать на аудиторию, но и нести воспитывающую функцию. Объектом исследования был определен имидж персоны, а предметом стала персона руководителя в контексте студенческой газеты. Цель исследования заключалась в формировании положительного имиджа личности в рамках студенческой газеты «Фактура».

Имидж – это, своего рода, увеличительное стекло, которое позволяет выявить особенности личности. Формирование имиджа предполагает, в том числе, наиболее эффективную форму подачу имиджевой информации. В трактате Никколо Макиавелли «Государь», дано научно-прикладное обоснование практической ценности имиджа. Маккивалли показал, что «личина» имеет огромное значение для государственного лица. В СССР имидж предстал в печатных изданиях как отрицательная категория, которая рассматривалась как манипуляторный прием, используемый в целях идеологической обработки массового сознания людей. Некоторые ученые рассматривают понятие имидж только применительно к организации. Например, маркетолог Ф. Котлер определяет имидж как «восприятие компании или её товаров обществом»[2]. Приведенные в пример работы позволили нам сделать вывод о том, что формирование публичного имиджа персоны, с одной стороны – подача в массы некоторых аспектов личности, которые представляются в субъектах и несут особую смысловую нагрузку. С другой стороны, публичный имидж воссоздает общую визуальную структуру личности, которая дает возможность запечатлеть некий образ. Не стоит забывать о том, что многогранность имиджа напрямую связана с личностными характеристиками персоны, которые считывает аудитория, а затем пропускает через призму «свой - чужой» и в положительном случае наделяет персону статусом признания. В связи с этим персоны, имеющие простую, понятную форму и содержание, легко проходят барьер принятия [3].

Как же формируется имидж? Специфичность имиджа, заключается в том, что он существует вне зависимости от усилий организации и, следовательно, нуждается в постоянной оценке, коррекции и целенаправленной работе. Необходимо разделять имидж на корпоративный и индивидуальный. И в том и в другом случае, можно говорить об имидже внешнем и внутреннем. Внешний имидж организации – это ее образ, формирующийся извне. Имидж индивида складывается из различных форм поведения и выражения.

Э. Сэмпсон, американская исследовательница, выделяет три вида имиджа: самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Данная типология отражает имидж с разных позиций. Самоимидж происходит из опыта и определяет нынешнее состояние. Воспринимаемый имидж – это то, как нас видят другие. Требуемый – означает, что ряд ролей требует определенных имиджевых характеристик.

В зависимости от сфер деятельности, от различного социального контекста, в котором формируется имидж, можно выделить имидж в политике (и политиков), имидж бизнеса, имидж масс-медиа (имидж поп-звезд), имидж организации, имидж страны. Эти имиджи различаются и по содержанию, и по механизмам их формирования, и по формам проявления [4].

Технология формирования имиджа в рамках студенческой газеты предполагает прохождение трех стадии: исследовательской, стратегическо-креативной и коммуникационной. Для начала мы анализируем текущий имидж, сопоставляем желаемые и реальные качества и выбираем дополнительные характеристики, которые будут представлены аудитории с помощью технологий позиционирования. Следующий шаг - ранжирование объектов воздействия имиджа и каналов коммуникаций. Имидж – это инструмент работы с массовым сознанием, поэтому основным объектом воздействия является студенческая аудитория, а каналом студенческая газета. Для успешных коммуникаций необходим органичный перевод имиджевых характеристик в вербальный, визуальный и событийный контексты.

Интервью-монолог является эффективным каналом для продвижения имиджа. Образ персоны, имеет свою специфику, которая определяется внутренними характеристиками, ценностями и установками. Для каждого выпуска газеты нами был сформирован свой блок вопросов, который так или иначе был связан с текущими событиями и волнующими вопросами. Были выбраны представители различных сфер деятельности: директор, заместитель директора по научной работе, заместитель директора по учебной работе. Так же герои различались по гендерному аспекту: двое мужчин и одна женщина. Естественно, что вопросы были построены таким образом, чтобы подчеркнуть как мужественность одних, так и женственность других. По нашему замыслу каждый герой раскрылся многогранно.

В начале исследования был проведен анализ представленных личностей. Выявлено первое впечатление. Так, в результате опроса, мы выяснили, что: Пермяков М.Б. – директор, изначально производит впечатление закрытого и не разговорчивого человека; Чернышева Э.П. – заместитель директора по науке – строгой и холодной, педантичной женщины; Норец А.И. – заместитель директора по учебной деятельности представляется студентам застенчивым и «не блещущим красноречием». Редакцией газеты «Фактура» были подготовлены вопросы для интервью, которые частично менялись и адаптировались к каждой из перечисленных персон и решали задачи корректировки имиджа. В результате герои интервью «раскрылись» и показали свои скрытые качества.

Пермяков М.Б. – его ответы были очень мужественными и демонстрировали характер истинного руководителя. Михаил Борисович отвечал очень обширно и развернуто. Так же можно сказать о твердости, серьезности, надежности и непоколебимости характера: «…все чего-то боятся, но глаза боятся, а руки делают. Страха перед будущем нет, всегда нужно браться за что-то новое; …глобальных целей нет, но на сегодняшний день хочу утрясти все моменты со становлением института; …главное правильно жизни: жить честно и спокойно».

Чернышева Э.П. в интервью раскрылась, как интересная и занимательная натура, которая открыта всему новому. Очень эмоциональна и жизнерадостна. Легко идет на контакт. Исключительно образована и загадочна, как все представительницы прекрасного пола. «Самое интересное, что произошло со мной в жизни…можно это я оставлю в секрете? Должно же быть, даже после откровенного интервью, что-то таинственное, личное в преподавателях».

Норец А.И. в результате интервью был воспринят аудиторией как человек, который четко распределяет приоритеты. Он явил образ ответственности, порядочности и честности. В интервью-монологе он показал себя с совершенно новой стороны. Рассказал о достаточно личных вещах, что говорит о его открытости и коммуникабельности. Так же аудитория отметила, что он является очень образованным и красноречивым: «…для того что бы достичь в жизни значительных успехов, важно правильно определить свое положение в обществе, правильно подобрать специальность, выстроить вектор развития; …меня в этой жизни ничего не удивляет. Если только наличие человеческой глупости, которая не позволяет принимать правильные решения. И отсутствие у людей собственной позиции в миропонимании, в ценностях, в поступках; …Дед Мороз это сказка, которую мы пишем сами для своих детей, близких, друзей. Погружаясь в таинство и сам начинаешь верить в сказку. Без сказки скучно, но в свою сказку я приглашаю не Губку Боба, не Смешариков с Черепашками, а Дюймовочку, Золушку, сестрицу Алёнушку с братцем Иванушкой и, конечно, Снегурочку».

Исследование показало, что такой способ подачи информации как студенческая газета, действительно, не только формирует имидж, служит коммуникацией и воздействует на аудиторию, но и несет воспитывающий характер, так как личным примером руководители определили систему ценностных ориентиров для читателей газеты. Студенческая газета, в нашем случае объединила две целевые аудитории – студентов и преподавателей, которые с интересом отнеслись к интервью-монологам своих коллег и, как следствие, заодно ознакомились с информацией, предназначающейся студентам, тем самым, проникнувшись студенческими увлечениями и проблемами.

Таким образом, формирование имиджа должно быть включено в систему социального управления, так как здесь скрываются неограниченные возможности. Имидж – это облик личности, в котором наиболее ощутимо проявляются те качества, благодаря которым достигается эффект персональной привлекательности; это репутация семьи, хозяйствующего субъекта, государственного или общественного учреждения, региона или страны в целом.


Библиографическая ссылка

Краснова Т.В., Шаталюк И.А. ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА В РАМКАХ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ «ФАКТУРА» // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13486 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674