Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ЗНАЧЕНИЕ ЗНАНИЙ ДИАГНОСТИКИ ЛОЖНЫХ ПОКАЗАНИЙ ОПРАШИВАЕМЫХ ЛИЦ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ

Лукин В.С. 1
1 Московский областной филиал Московского университета МВД России
Деятельность сотрудников органов внутренних дели связана со специальными умениями, сформированными навыками и жизненным опытом, а также с хорошим знанием практической психологии. Получение информации от допрашиваемых и опрашиваемых лиц, является одной из главных задач, главное в этом – определить достоверность полученных сведений и уличить обман. Определить неискренность в общении помогает невербальное поведение участников опроса и допроса, что значительно облегчает работу и методы проведения проверок по полученным данным.Для более объективного диагностирования ложности получаемой информации необходимо выделять сходные поведенческие комплексы – как реакцию на определённые вопросы.В ходе диагностики необходимо осуществлять последовательную регистрацию элементов невербального поведения опрашиваемых лиц на участках беседы при обсуждении вопросов нейтральной, контрольной и проверочной тематики. Все это помогает выявить ложь при опросе – допросе, что играет немаловажную роль в раскрытии преступлений.
допрос
опрос
диагностика лжи
сотрудники полиции
юридическая психология
1. Башлуева Н.Н. Влияние особенностей мотивации формирования мировоззрения на уровень его развития у курсантов и студентов // Материалы научно-теоретической конференции от 28 апреля 2011 года «Формирование нравственно-мировоззренческих традиций у курсантов высших образовательных учреждений» – Московский областной филиал МосУ МВД России. Руза, 2011. С. 63-66.
2. Кутепова М.В. Организация образовательного процесса в Московском областном филиале Московского университета МВД России. Современные методики и требования в области подготовки кадров полиции/милиции. Материалы международного семинара. – М.: Московский университет МВД России, изд-во «Шит – М», 2006. С.9.
3. Лунева С.И. Диагностика ложных показаний опрашиваемых лиц // Юридическая психология. 2014 - №4. С.30-32.
4. Мальцева Т.В. Психология: курс лекций. – Московский областной филиал МосУ МВД России. Руза, 2014. – С.4.
При выполнении любой профессиональной деятельности постоянно возникает множество вопросов, решение которых требует не только широких знаний, специальных умений, сформированных навыков и жизненного опыта, но и хорошего знания практической психологии. Деятельность сотрудников органов внутренних дел не исключение, а скорее наоборот, яркое тому подтверждение. Чтобы правильно разбираться в переживаниях, поступках, взаимоотношениях людей, в запутанных ситуациях, которые находят отражение в уголовных делах, надо знать закономерности психической жизни [4]. При этом подготовка сотрудников полиции должна быть ориентирована на использование передового опыта деятельности правоохранительных органов [2].

Безусловно, 75% работы правоохранительных органов приходится на непосредственный контакт с гражданами в плане общения. Получение информации от допрашиваемых и опрашиваемых лиц, является одной из главных задач, но самое главное в этом - определить достоверность полученных сведений и уличить обман. Зачастую, определить это помогает невербальное поведение участников опроса и допроса, что значительно облегчает работу и методы проведения проверок по полученным данным.

Обман - ложь может проявляться в двух формах: умолчание и искажение. При умолчании происходит сокрытие истинной информации, но не сообщается ложная.При искажении предпринимаются дополнительные действия - правда не только скрывается, но и предоставляется ложная, выдаваемая за истинную. Обычно, только совместное искажение и умолчание приводит к обману, но иногда лжец может прийти к успеху не говоря всей правды.

Не каждый принимает искажение за ложь. Большинство людей воспринимают ложь как откровенное искажение действительности.

Когда есть выбор между умолчанием и искажением, зачастую выбирают умолчание, так как это более выгодно, гораздо легче смолчать, нежели явно обмануть, ведь для этого ничего не нужно делать, нежели попасться на искажении, не имея хорошо продуманной «легенды» [1].

Лучше всего скрыть эмоции поможет создание «маски». Но если прикрыть лицо или его часть или отвернуться, это, скорее всего, не избавит от необходимости лгать. Лучшей маской будет являться поддельная эмоция. Она не только скрывает истинные эмоции, но и вводит в заблуждение. Человеку, переполняемого эмоциями, очень трудно сохранить лицо в спокойствии, а руки неподвижными. Если же эмоции одолевают, то выглядеть безучастным, спокойным и безмятежным становится очень трудно.

В роли «маски» может быть применена любая эмоция. Чаще всего в этом амплуа используется улыбка, которая является противоположностью всех негативных эмоций: злости, ужаса, отчаяния и так далее.

Хотелось бы отметить, что многим людям трудно намеренно изобразить отрицательные эмоции. Значительная часть людей не в состоянии преднамеренно вызвать сокращение некоторых мышц лица для достоверности имитирования страха или горя. Намного проще показать гнев или отвращение, но и тут часто виден фальшь. Исходя из этого, если для удачной лжи лучше всего показывать отрицательные эмоции, а не улыбку, могут появиться трудности.

Тело человека рассматривается как канал «утечки» информации, а лицо - «подконтрольный» канал. Исключением могут быть микроизменения выражения лица - очень кратковременное (от 1/5 до 1/25 секунды) движение мышц лица, которое в обыденных условиях уловить возможно специалисту, который был специально обучен, пройдя значительный курс тренировок, или при замедленном воспроизведении на видеозаписи.

Голос представляет собой также психологический феномен лжи, и несёт в себе значительный интерес, но не стоит забывать о том, что человек, говорящий правду, также может менять интонацию и, к примеру, повышать голос или наоборот, боясь, что ему не поверят.

Ни один из признаков обмана не может считаться универсальным, но порознь или в комплексе зачастую они могут весьма помочь установить факт обмана.

Немаловажную роль в помощи распознавания лжи играет комплекс морганий-миганий глаз при обсуждении определённых вопросов. Моргание и мигание глазами может быть как намеренная, так и произвольная реакция, которая усиливается при эмоциональном возбуждении. При сокрытии - искажении информации происходит резкое увеличение или резкий спад количества миганий.

Важным показателем отсутствия искренности является асимметричность мимики, поскольку выражение натуральных эмоций всегда симметрично. При асимметричном выражении одна и та же эмоция проявляется на какой-то половине лица сильнее, чем на другой. Его не следует путать с односторонним выражением, при котором двигается только одна половина лица. Чувства скрыть труднее на одной стороне. По асимметрии лица можно выявить манипуляцию, различить естественное и искусственное поведение.

Также признаком неискренности эмоций будет являться несвоевременность выражений лица в отношении интонации, речи и телодвижениям. Диссоциация между мимикой лба, выражением глаз, окраски лица и дыханием является одним из важных психодиагностических показателей искренности опрашиваемого - допрашиваемого лица.

Исследуя вопрос выявления в невербальном поведении опрашиваемого - допрашиваемого лица возможности сокрытия - искажения им информации, необходимо учитывать, что каждый человек, даже если ему нечего скрывать, может волноваться, особенно, если почувствует, что его могут подозревать во лжи. В связи с этим, ля более объективного диагностирования ложности получаемой информации необходимо выделять сходные поведенческие комплексы - как реакцию на определённые вопросы.

Для такого анализа невербального поведения определяются тематически однородные участки беседы. При подготовке к анализу невербального поведения опрашиваемых - допрашиваемых лиц нужно определить фрагменты беседы, которые не включают адаптационные участки. Началом анализа участка беседы, в ходе которого предполагается возможность сокрытия либо искажения информации опрашиваемым лицом должно являться окончание вопроса опрашиваемого, касающегося конкретной темы.

В ходе выявления ложных показаний необходимо учитывать возможность наличия информативных поведенческих признаков у допрашиваемых - опрашиваемых лиц, которые реализуются ими в ходе беседы. Данными признаками могут выступать смены «открытых» и «закрытых» поз опрашиваемого и допрашиваемого лица, их длительность, частота, последовательность или изменение двигательной активности.

В ходе диагностики необходимо осуществлять последовательную регистрацию элементов невербального поведения опрашиваемых лицна участках беседы при обсуждении вопросов нейтральной, контрольной и проверочной тематики [3].

Нейтральные вопросы - это вопросы, которые ориентированы на выявление фонового уровня двигательной активности опрашиваемого лица и подбирающиеся так, чтобы реакции, возникающие на них, были минимальны.

Контрольные вопросы - это вопросы, которые связаны с обсуждением каких-либо деяний или фактов, на которые будут даваться ложные ответы опрашиваемым лицом, либо будет трудно ответить правдиво.

Контрольные вопросы должны иметь достаточную субъективную значимость в ситуации проведения опроса, чтобы выполнять своё функциональное предназначение.

Проверочные вопросы - это вопросы, касающиеся сути акта правонарушения или иного деяния, повлекшие за собой необходимость проведения опроса.

Таким образом, руководствуясь и используя вышеизложенный материал, можно легко выявить ложь при опросе - допросе, что играет немаловажную роль в раскрытии преступлений.


Библиографическая ссылка

Лукин В.С. ЗНАЧЕНИЕ ЗНАНИЙ ДИАГНОСТИКИ ЛОЖНЫХ ПОКАЗАНИЙ ОПРАШИВАЕМЫХ ЛИЦ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 6.;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13426 (дата обращения: 03.08.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074