Каждый год в Российской Федерации создается более 5500 компаний, большинство из которых принадлежит к малым предприятиям. На государственном уровне часто анонсируют новые виды поддержки и помощи, но в действительности, к сожалению, в реальных условиях они не всегда корректно работают. Поэтому программы по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в нашей стране существенно проигрывают по показателям эффективности европейским аналогам. В качестве подтверждения можно обратиться к статистике Минэкономразвития России, где указано, что доля МСП в ВВП на данный момент составляет около 20%, в то время как в Европе данный показатель примерно в 3 раза выше.
Ни для кого не секрет, что начинающему предпринимателю в условиях рыночной экономики довольно трудно выйти на рынок, для этого ему просто необходима помощь со стороны государства. Стоит подчеркнуть, что государственная поддержка МСП должна выражаться не только в финансировании, но также и на законодательном уровне, создании необходимой инфраструктуры, инициализации кредитных, налоговых льгот и в других стимулах. Это необходимо потому что, несмотря на международные компании или просто крупные фирмы, собственно сектор МСП привносит современное развитие, как экономики, так и государства в целом. Конечно, с другой стороны такая система содержит множество рисков, ведь мало просто создать инновацию, необходимы ресурсы и возможности для ее успешного внедрения на уже имеющийся рынок или тем более на новый.
Следует подчеркнуть, что в России государство оказывает помощь сектору МСП по следующим направлениям:
- Налоговые льготы и специальные налоговые режимы;
- Создание особых экономических зон (например «Алабуга»);
- Создание и/или развитие инфраструктуры;
- Обеспечение льготами по кредитам;
- Таможенные льготы для зарубежных инвестиций;
- Развитие бюджетных инвестиций;
- Субсидии из областного бюджета;
Более того, на законодательном уровне, поддержка со стороны государства выражается следующими образами:
- Совершенствование нормативно-правового регулирования для МСП;
- Вовлечение малого и среднего бизнеса к исполнению муниципальных и государственных заказов;
- Минимизация страхового риска для МСП;
- Защита интеллектуальной собственности ;
- Улучшение условий специальных режимов вдобавок к налоговой политике;
- Имущественная поддержка предпринимателей;
- Защита прав предпринимателей.
Необходимо также отметить, что во время создания малого бизнеса, предприниматели активно ищут стартовый капитал и источники финансирования, которые чаще всего является заемными деньгами у друзей или семьи. Проблема заключается в том, что российские инвесторы не спешат вкладывать средства в старт-апы из-за достаточно большого риска. В то же самое время, кредитные организации предпочитают более крупных клиентов, чем начинающие предприниматели малого бизнеса по тем же причинам. Таким образом, роль государства не должна лишь только ограничиваться поддержкой деятельности исключительно сектора МСП. Оно должно способствовать привлечению кредиторов к малому бизнесу.
Для того, чтобы тщательно проанализировать поддержку МСП в России и выявить ее сильные и слабые стороны, необходимо провести сравнение с зарубежными аналогами. В качестве примера взяты сильнейшие страны Европы, а именно Франция и Германия.
Важным показателем государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Германии является льготы при получения кредита. Рассмотрим пример: Молодой немец желает открыть собственное предприятие и ему необходимы деньги, которые он возьмет в банке. Банк же в свою очередь в Германии, предоставляет возможность получения кредита коренным жителям на срок до 20 лет и суммой до 50 тысяч евро при беспроцентной ставке на протяжении первых двух лет деятельности. Последующие 8 лет бизнесмен будет выплачивать кредит по льготным ставкам от 4 %до 5% годовых. В российской практике данная цифры равна около 15%. После 11 года, предприниматель уже будет погашать собственно сумму кредита. В дополнении к этому, если предприниматель имеет качественный бизнес-план, то он имеет право на кредит также по льготной ставке в размере 0.75% годовых, но чтобы получить данное право, бизнес-план должен пройти строгую оценку экспертов на четырех независимых этапах. Только после одобрения, бизнесмен имеет право претендовать на данную льготу.
Существенную долю финансирования МСП занимают два направления: центральная инновационная программа для малого и среднего предпринимательства и программа субсидий в регионах со слабой экономической ситуацией. Величина субсидий ограничивается 75тыс. евро для консультаций для поддержки инноваций, 175тыс. евро для научных заведений и 300тыс. евро для предприятий.
В это время Французская политика по поддержке сектора МСП имеет цель не только субсидирование предприятий и прямое финансирование, но и улучшение эффективности деятельности самих субъектов МСП, их доступа к кредитам и займам.
Сегодня в России существует большое множество мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства. Наиболее перспективными из них являются субсидирование лизинговых платежей и выплата первоначального взноса размером до 10 миллионов рублей, а также активное продвижение организаций микрофинансирования, которые предоставляют кредиты до 1 миллиона рублей под 11% годовых на срок не более 1 года. Более того, новаторам предусмотрены выплаты до 550 тысяч рублей на одного бизнесмена, а инновационным компаниям до 15 миллионов рублей.
Что касается финансирования МСП, то в 2014 году 57% от суммарного объема средств было выделено на прямые меры финансовой поддержки, в то время. как 43% на непрямые меры, в форме развития инфраструктуры.
Французская политика поддержки со стороны государства немного отличается от российской, а в частности, главным отличием является то, что ново созданные предприятия освобождаются от выплаты всех типов налогов на протяжении первых двух лет. Более того, банки предоставляют льготные кредиты и субсидии на специальных условиях, что также помогает росту предприятий во Франции.
Особенно важным является то, что муниципальные и частные фонды заинтересованы в успешном развитии сектора МСП, что выражается в предоставлении различных налоговых преференций со стороны государства.
Также, Франция активно помогает предприятиям, которые открываются в «экономически депрессивных зонах», предоставляя им льготные кредиты, а также отмены отчислений в фонды социального страхования. На сегодняшний день, в этой стране широко распространены бесплатные консультации для начинающих предпринимателей в области маркетинга, юриспруденции, аудита и так далее. Таким образом, государство выполняет целый ряд задач перед собой, помогая начинающим компаниям в планировании деятельности, предоставлении государственных гарантий а также другие способы по улучшения развития МСП.
Наиболее яркое отличие от России может наблюдаться в государственной поддержке развития инноваций. Во Франции данному аспекту уделяется очень пристальное внимание не только за последние 5- 10 лет, в отличии от России, тем самым подтверждая статус современной европейской страны.
Необходимо также подчеркнуть, что за последнее время процесс модернизации и глобализации серьезно затронул экономику Франции. Исходя из этого, многим компаниям просто невыгодно стало производить комплектующие к своим товарам и поэтому наиболее крупные и развитые предприятия помогают малому и среднему бизнесу преодолеть эти проблемы на выгодных для обоих условиях. Более того, развитие международных отношений и увеличение экспортного потенциала малого и среднего предпринимательства на сегодняшний день является также приоритетной задачей для правительства Франции по поддержке МСП. Государство занимается поиском надежных иностранных партнеров для субъектов малого и среднего предпринимательства. Только за 2013-2014 год Франция потратила более 1.6 миллиарда евро на развитие своего экспорта.
Немецким предпринимателям субъектов МСП также осуществляется активная поддержка со стороны государства в области законодательства. Например, за 2009-2011г. Были изданы четыре закона, которые позволили бизнесменам упростить проведение около 100 административных процедур.
Что же касается программ по повышению квалификации для малого и среднего бизнеса, во Франции и Германии данный вопрос стоит достаточно остро. Государственный бюджет выделяет необходимые средства для того, чтобы проводить специальные тренинги, семинары, мастер-классы и так далее для субъектов МСП. Именно подобная практика позволяет начинающим предпринимателям легче вступить на рынок, избежать возможных проблем с трудовым законодательство, налоговыми отчислениями и так далее.
К сожалению, в России не так распространена подобная практика, но тем не менее, государство развивает Центры инноваций социальной сферы, занимается продвижением популярности и распространенности бизнес-инкубаторов, также созданием промышленных парков. Было бы крайне неверно не упомянуть моногород « Сколково», «Иннополис» и другие. Сравнивая французский опыт, Россия предпочла заниматься решением проблемы через финансовую составляющую, нежели развивая контакты между производителями товаров крупного, малого и среднего предпринимательства. Что касается экспорта среди субъектов МСП, то государство также поддерживает экспортно-ориентированные предприятия путем предоставления льгот по процентным ставкам и сертификациям.
Следует отметить, что государственную поддержку МСП в России можно условно разделить на две категории: прямое инвестирование и субсидии, и косвенная поддержка, которая выражается в виде развития и создании объектов инфраструктуры, льготной налоговой политике, и так далее. Германия, Россия и Франция пересекаются в направлениях поддержки субъектов МСП, но способы воздействия существенно расходятся.
Поддержка малого и среднего предпринимательства в России особо актуальна на данном этапе развития государства, потому что оно влияет на следующие сферы деятельности:
- социальная сфера, которая влияет на занятость части населения, создании новых рабочих мест, росте доли экономически активного населения, улучшении условий жизни за счет предпринимательских доходов, сглаживании диспропорций развития в благосостоянии различных социальных групп населения;
- финансовая сфера, связанная с финансовым обеспечением предпринимательства и членов их семей, оплатой труда наемных работников;
- бюджетная сфера, которая предполагает поступление налогов в бюджет
- экономико-стимулирующая сфера, связанная с повышением числа владельцев, конкурентным отбором эффективных собственников, для которых малый бизнес становится стартом для последующего развития; созданием конкурентной среды для остальных видов бизнеса;
- инновационно-инвестиционная сфера, которая особенно интересна в наше время и связана с развитием и внедрением технологических, технических и организационных новшеств, а также непрямой стимуляцией эффективности производства крупных бизнесов через освоение новых рынков.
Россия лишь догоняет развитые страны по показателям развития МСП. Она значительно уступает ведущим развитым странам, таким как США. Для наглядности приведем статистику. Доля МСП в ВВП составляет 21 %, по общей численности занятых - 23,4 %, доля же в общем количестве предприятий - приблизительно 40 %. Доминирующая позиция - у предприятий, работающих в области оптовой и розничной торговли - 45,8 % и недвижимости - 18,6 %. Однако лишь 0,8 % малых и средних компаний в России можно назвать инновационными. Это свидетельствует о том, что государству следует обратить внимание на развитие инновационного сектора экономики, т. к. этот сектор может поспособствовать выведению России в число ведущих экономических сверхдержав.
Абсолютным лидером в мире по развитию МСП является США. Об этом свидетельствуют следующие показатели: доля МСП в ВВП страны находится на уровне 52 % (5,6 трлн. долл. США), в общем количестве действующих предприятий показатель достигает 97,6 %, в общей численности экономически активного населения - 50,6 %, по числу ориентированных на экспорт предприятий - более 30 %, инновационных - примерно 55-60 %. Данный показатель подтверждает статус США как лидирующей инновационной державы.
Важным показателем государственной поддержки МСП является также налоговое стимулирование. Одним из определяющих стратегии налоговой политики РФ является образование баланса между налогоплательщиком и государством. Государство в свою очередь должно создать такую налоговой систему, которая могла бы создать поле для развития МСП, уменьшая налоговое бремя на такие компании.
Основным нормативным актом, отражающим отношения между государством и субъектами МСП в сфере налогообложения, является Налоговый Кодекс РФ (НК РФ), а основным законодательным актом, который определяет принадлежность организации к субъектам МСП, является ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
В НК РФ нет толкований таких определений, как «малое или среднее предприятие» или «субъект малого или среднего предпринимательства». Отсюда можно сделать вывод о том, что никаких особенных условий налогообложения нет; включая налоговые льготы для МСП НК РФ, однако в нем указаны особые положения, направленные на стимулирование малых и средних предприятий в стране. К таким положениям относятся, в том числе:
- установление льготных налоговых режимов;
- введение упрощенных правил учета налогов;
- возможность использования упрощенной формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам
Таблица 1
Направления налоговой политики применительно к МСП
Первое направление |
Второе направление |
Введение единого налога (что упрощает схему учета, отчетности и налогообложения): - на общий совокупный доход и валовую выручку - на вмененный доход по отдельным видам деятельности |
Предоставление некоторых налоговых льгот на особых условиях и на определенный срок, таких как: - снижение налоговой ставки - установление определенного налогового минимума - возможность налогового кредита |
Принятые государством меры в определенной степени обусловили развитие налогообложения МСП в запланированном направлении, но не достигли ожидаемых результатов, т.к. имели место недостатки, которые препятствовали развитию бизнеса. Важным шагом по координации налогообложения была разработка и введение в 2001 г. в налоговый кодекс раздела VIII «Специальные налоговые режимы».
Специальные налоговые режимы для субъектов МСП принимают следующие формы:
1. Упрощенная система налогообложения (УСН).
2. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
3. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).
4. Патентная система налогообложения (ПСН).
Следует отметить, что введенные специальные налоговые режимы оказали влияние на МСП и стабилизировали налоговую среду для его развития.
В настоящее время действуют два режима налогообложения:
- общий, действующий для всех компаний, включая МСП;
- специальные режимы, предназначенные, в первую очередь, для МСП.
К особенностям специальных режимов налогообложения можно отнести следующие их функции:
- Специальные режимы налогообложения заменяют ряд налогов единственным налогом;
- имеют целью максимально возможное упрощение отношений налогоплательщиков с государственными органами налоговой сферы и создание заинтересованности в добровольном и достоверном декларировании денежных поступлений;
- дают возможность налогоплательщикам посредством снижения налогового бремени направлять высвобожденные средства на развитие своего дела
Специальные налоговые режимы в некоторой степени облегчают деятельность малых и средних предприятий и дают им возможность облегчения роста, а государственный бюджет получает значительную налоговую выручку. Однако, несмотря на это, льготное налогообложение может являться и лимитирующим фактором: оно может сдерживать естественный переход небольших предприятий в крупные из-за стремления сохранить более выгодные условия налогообложения. Это, в свою очередь, может негативно сказаться на налоговых поступлениях в государственный бюджет.
Таким образом, несмотря на то, что налоговое стимулирование МСП достигло определенных положительных результатов, все еще наблюдается несовершенство правовых актов, стимулирующих деятельность такого рода бизнеса.
Систему налогового стимулирования в развитых странах можно рассмотреть на примере нескольких успешных государств, таких как: США, Франция и Великобритания. Основной фактор развития частного предпринимательства в промышленно развитых странах - это поддержка от государства. Сюда относятся, прежде всего, государственные программы по развитию МСП. Помощь бизнесу крайне разнится в разных странах. Но во всех случаях она включает, в первую очередь, снижение налоговой нагрузки.
По наблюдениям, стимулирование МСП в развитых странах более результативно, особенно в США. Эта страна, как свидетельствует приведенная выше статистика, является абсолютным лидером по уровню развития МСП. Американские ученые и экономисты справедливо отмечают, что экономика такой страны как США, которая основана на предпринимательстве и справедливой конкуренции, может успешно развиваться только со здоровыми предприятиями сферы МСП.
Американское законодательство не выделяет специальных налоговых режимов для малых предприятий. Предприятия, ведущие деятельность в данной стране, ведут стандартный учет GAAP, в том числе для целей исчисления налогов. Но как в любой стране Запада, в налоговом законодательстве США присутствуют положения о малых и средних организациях, которые дают возможность упростить учет и таким образом повысить прозрачность предприятий для инвесторов, что благотворно влияет на их развитие.
США предлагает небольшим предприятиям следующие преференции в сфере налогообложения:
- Снижение ставки подоходного налога до 15%, если прибыль составляет сумму менее 50 000 долл. в год. Если прибыль составляет от 50 000 до 70 000. долл., то используется специальная ставка 25%. Если прибыль находится в диапазоне от 75 000 до 10 000 000 долл., то используется ставка 34%. Для предприятий, чья прибыль выше 10 000 000 долл., используется ставка подоходного налога 35%.
- Владельцы МСП не обязаны платить налоги на доходы, полученные вследствие увеличения собственных средств:т.е. налоговые послабления распространяются надоходы от реализации акций «квалифицированных малых предприятий». Термин «квалифицированное малое предприятие» обозначает компанию, активы которой составляют менее 50 000 000 долл., и которое не ведет бизнес в таких сферах, как: банкинг; страхование; управление проектно-конструкторскими работами; консультирование по юридическим вопросам; бухучет, консалтинг или аудит; нефтегазовая сфера, а также гостиничное и ресторанное дело.В противоположность США, Франция, как и РФ, признает за МСП право на налогообложение по специальным льготным режимам.
Французское законодательство предусматривает упрощенные и вмененные налоги для малых и средних предприятий, но при этом учитывается годовая выручка компании. Микропредприятия имеют право на заполнение крайне упрощенных деклараций и облагаются по более простым схемам, нежели более крупные компании. К числу микропредприятий относят также физических лиц, выручка от операций которых не превышает следующих показателей:
- для налогоплательщиков в сфере оптовой и розничной торговли - 250 000 евро, не включая НДС;
- для налогоплательщиков в сфере услуг или НКО 85 000 евро., не включая НДС.
Так же во Франции для МСП предусмотрен упрощенный механизм декларирования прибыли и уплаты налогов. Этот режим могут использовать:
1. Лица, обязанные платить НДФЛ или налог на прибыль.
2. Налогоплательщики, ежегодная выручка которых не превышает следующих показателей:
- выручка от услуг в сфере оптовой и розничной торговли - от 250 000 до 2 500 000 евро, исключая НДС;
- выручка от оказания различных услуг или же выручка в сфере некоммерческой деятельности - от 85 000 до 750 000 евро исключая НДС;
- выручка от оказания услуг или некоммерческой деятельности, если налогоплательщик попадает под действие налогового режима для физических лиц, оказывающих услуги частные услуги - свыше 875 000 евро исключая НДС
Сильно отличается ситуация в Великобритании: там нет четкого определения малого или среднего бизнеса. Небольшие компании, как правило, руководствуются теми же правилами исчисления и декларирования дохода, как и остальные налогоплательщики, но с некоторыми послаблениями.
К таким послаблениям можно отнести, к примеру, облегченные требования к финансовой отчетности. По законам Великобритании компании с чистым доходом до 15 000 фунтов могут подавать упрощенную налоговую декларацию, не приводя подробных данных о своих активах и различных аспектах деятельности. Также малые предприятия избавлены от необходимости авансовых платежей, если их годовые общий долг ниже 500 фунтов. Из налоговых льгот Великобритании можно отметить временные льготы, которые вводятся на ограниченный временной период.
Так, до середины двухтысячных гг. существовала льгота для небольших компаний, которые закупали высокотехнологичную продукцию, такую как ПК, серверы, ПО и другую ИТ-продукцию.
В 2005 г. в Великобритании были разрешены налоговые скидки на затраты по R&D. Таким образом, страна внесла вклад в инновационные компании, оказав положительное влияние на их рост. Отметим, что в Великобритании также предусмотрены различные налоговые стимулы для инвесторов в капитал малых и средних компаний.
Проанализировав практику налогового стимулирования в России и в трех странах Запада, можно прийти к заключению, что в любом случае государство ставит цель помощь МСП как важному элементу экономики. Во всех трех экономиках помощь МСП прежде всего связана с налоговыми льготами. Из этого можно извлечь вывод, что грамотная налоговая практика имеет весомое значение в любом из рассмотренных государств при рассмотрении возможностей помощи бизнесу. Страны Запада имеют более давние традиции налогового стимулирования малого бизнеса, чем РФ, и поэтому достигли в этой области больших результатов.
Российским бизнесменам следует исследовать возможности налогового стимулирования для своих предприятий. Это и является одной из главных областей развития в. Зачастую у руководителей предприятий нет финансовой возможности привлечь профессиональных налоговых консультантов, поэтому задачей для государства является повышение осведомленности предпринимателей о возможностях налогового стимулирования.
Основными препятствиями успешного развития налогового стимулирования небольших предприятий на сегодняшний день являются:
- низкое количество вариантов льготных режимов - и, как следствие, неэффективность их использования в интересах предприятий;
- бюрократизированность отчетности предприятий перед налоговыми органами
- возможность неоднозначной трактовки правовых понятий, влияющих на решения суда в случае споров
Чтобы улучшить позицию РФ в списке стран, проводящих наиболее успешную налоговую политику по отношению к малым предприятиям, необходимо исключить либо ограничить влияние этих недостатков. Кроме того, предпринимателям следует проводить работу по повышению собственной осведомленности о различных возможных льготах для своих предприятий.
Другим важным моментом является успешное развитие инноваций и инновационного потенциала российских компаний небольших размеров. Передовая технологическая база напрямую влияет на производительность бизнеса, а следовательно, на налоговые поступления в бюджет. Следует еще отметить, что экономика страны должна опираться на эффективность предприятий, в том числе МСП. По этой причине направление на развитий этого типа компаний является стратегически важным для обеспечения экономической стабильности страны.
Подводя итог, российская практика показывает, что довольно сложно оценить эффективность программ поддержки. В частности из-за неправильного освоения бюджетных средств.
Одновременно с этим стоит обратить внимание на европейский опыт в данном деле. Установление контактов между малым, средним и крупным бизнесом способствует не только развитию экономики, но также данный способ помог бы решить вопрос финансирования малого бизнеса. Со стороны финансирования, необходимо изучить вопрос кредитования с низкой ставкой по кредиту, а также возможностью не выплачивать суммы кредита в течение первых двух лет, как в Германии.
Переподготовка и переквалификация кадров в России может улучшена с оглядкой на опыт той же Франции и Германии, где данные процессы уже давно себя зарекомендовали как успешные.
Правильное использование зарубежного опыта поможет России вывести субъекты МСП на качественно новый уровень, что также отразится в положительную сторону и на экономике страны в целом.
Библиографическая ссылка
Кречетов Р.И. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ МСП В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13422 (дата обращения: 21.12.2024).