Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАЧИМЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА

Хакунов А.Б. 1 Гришаков И.А. 1
1 Московский областной филиал Московского университета МВД России
В данной научной статье поставлена цель рассмотреть психологические значимые составляющие деятельность сотрудников уголовного розыска, а именно морально-волевые и интеллектуальные качества. Для того, чтобы успешно достигать поставленных целей в рамках уголовно-правовой деятельности сотрудник уголовного розыска должен обладать особыми присущими только ему качествами. К таким качествам нужно отнести эмоционально-волевые, морально-этические и интеллектуальные качества. Наличие выше перечисленных качеств обусловлено характером и спецификой выполняемой сотрудником деятельности. К целям деятельности сотрудников уголовного розыска относится обеспечение безопасности и правопорядка. Для достижения данных целей сотрудники решают такие задачи как борьба с преступность и выявление, пресечение и раскрытие преступлений. Именно для решения данных задач им должны быть присущи ранее перечисленные качества. Приведенные цели и задачи не являются единственными стоящими в деятельности оперативных сотрудников. Они являются основными.
юридическая психология
сотрудники полиции
психологические составляющие профессиональной деятельности.
1. Башлуева Н.Н. Модернизация основных видов контроля учебной деятельности с целью совершенствования качества профессиональной подготовки слушателей в вузах МВД России // «Черные дыры» в российском законодательстве – №1. 2015. С.130-132.
2. Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб., 1997.
3. Кукушкин В. М. Твоя профессиональная этика. М., 1994.
4. Кутепова М.В. Неадекватные состояния личности: психофизиологический аспект: Учебное пособие. – Руза: Московский областной филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015. С.4.
5. Марьин М.И., Мальцева Т.В., Петров В.Е., Сафронов А.Д. Психологическая подготовка сотрудников полиции к профессиональной деятельности: Учебно-методическое пособие. – Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2014. С.8.
6. Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб., 2000.
7. Столяренко А.М. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел: учебное пособие. М.,1987.С.93.
8. Управление персоналом: учебник для вузов / под. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2001. С.55.
Как отмечается в научной литературе, профессиональная деятельность оперативных сотрудников - это экстремальный вид деятельности, связанный с опасностью, риском, необходимостью соблюдения конспирации, проявлением находчивости, осмотрительности, значительной умственной и эмоциональной напряженности. Психологическое своеобразие создает сочетание в ней гласных и негласных начал [5]. Оперативные работники сталкиваются с разнообразными жизненными ситуациями, явлениями, устанавливают психологический контакт с людьми, имеющими разные характеры, интересы, стремления, получают от них нужную информацию и осмысливают [7]. Служебная деятельность сотрудника органов внутренних дел сопряжена с физическими и эмоциональными перегрузками и может вызвать перенапряжение компенсаторных механизмов организма самого сотрудника [4]. Поэтому для сотрудника полиции не лишне знание особенностей психологического состояния человека, способов самоанализа и саморегуляции.

Дают оценку общественным событиям, явлениям, поведению людей, на основе которой выносят соответствующее обстановке решение. Деятельность сотрудников уголовного розыска является специфической, так ее протекание и осуществление происходит в особых условиях, а именно противодействие преступному миру, участники которого скрытым способом применяют различного рода уловки и ухищрения, для того, чтобы деятельность оперативников направить в неправильное русло. Такая напряженность выполняемых сотрудниками обязанностей требует применения специальных, скрытых и неизвестных лицам преступного мира методов получения необходимой и важной информации. Использование, претворение таких методов в жизнь создает необходимость обладания профессиональными знаниями, качествами и умения. Профессиональные качества играют здесь немаловажную роль. Наличие данных качеств дает возможность грамотно и оперативно принимать решения при осуществлении служебной деятельности.

К качествам личности сотрудника уголовного-розыска мы можем отнести следующее:

Чисто профессиональные качества - профессиональные навыки , опыт работы, знание иностранных языков.

Морально-психологические профессиональные - целеустремленность, выдержка, честность, принципиальность, самоотверженность, требовательность.

Моральные - доброта, отзывчивость, гуманность, достоинство, уважение других, порядочность, щедрость, мужество, справедливость, совесть [8].

Вышеперечисленный набор качеств не может быть присущ человеку с рождения, а именно сотруднику так как они приобретаются в процессе воспитания, в процессе получения образования в высших учебных заведениях системы МВД России и непосредственно в процессе практической деятельности. В процессе обучения сотрудник получает лишь представления о данных качествах, а приобретение этих качеств как арсенала успешной борьбы с преступностью происходит при осуществлении работы над собой и собственно самой практической деятельности, то есть в процессе получения опыта.

Необходимость наличия профессиональных качеств также подтверждает то, что главным требованием, предъявляемым к сотруднику уголовного розыска является высокая профессиональная подготовленность. Технологизация процесса обучения сравнительно новое (с конца 50-х- начала 60-х гг. XX в. направление в педагогике высшей школы, которое занимается обоснованием, разработкой, конструированием оптимальных систем образования, проектированием и моделированием различных педагогических процессов, направленных на профессиональную подготовку обучающихся [1].

Получить профессиональную подготовку, овладеть достаточным объемам знаний, соответствовать по физическим данным может практически каждый человек, но далеко не все смогут заниматься данным видом деятельности из-за отсутствия профессионально-необходимых качеств. Например, таких как коммуникабельность, способность идти на риск, брать на себя инициативу при принятии решений. Исходя из этого можно прийти к выводу о том, какое большое значение имеют профессиональные качества, потому что возможно от действий сотрудника будут зависеть жизнь или здоровье граждан, что является высшей ценностью.

Подчеркнув значимость, необходимость и обязательность наличия профессиональных качеств оперативного сотрудника, мы можем перейти к непосредственному рассмотрению отдельных качеств.

Первым рассматриваемым качеством будет умение располагать к себе людей, вызывать чувство доверия. Данное качество характеризуется способностью через свое поведение, речь и поступки порождать у людей уверенность в сотруднике, в его профессионализме. Следствием зарождения уверенности у граждан будет открытое и беспрепятственное взаимодействие между ними и сотрудником, предоставление необходимых для его работы сведений, фактов и информации, что тем самым облегчит осуществляемую им деятельность, а у граждан не только уверенность в сотруднике, но и в защищенности их прав и свобод.

Следующим качеством является умение дать объективную оценку действиям других людей. Объективность заключается в возможности воспринять действия (бездействия) лиц не на основе личных интересов и предпочтений, а на основании законодательства и устоявшихся в обществе норм и правил поведения. Дать объективную оценку с точки зрения законодательства, т.е. отнести действие либо к правомерному либо противоправному и на основании этого предпринять необходимые действия.

Далее идет такое немаловажное качество как способность брать инициативу в свои руки, а также быстро принимать решения. Данное качество характеризуется возможностью сотрудником осознавать совершаемые им поступки и действия, их последствия, брать на себя ответственность, отсутствием страха при принятии решения. Но решение в свою очередь должно быть взвешенным и не противоречащим правовым нормам.

Не лишним будет наличие такого качества как умение выбирать из большого количества информации ту, которая является необходимой для принятия того или иного решения. Вышеуказанное умение определяется проведением работы по отсеиванию ненужной информации и выборке наиболее важной информации.

Далее в списке профессиональных качеств оперативника стоит качество конспиративность, которое включает в себя способность оставаться незамеченным в процессе наблюдения за деятельностью лиц, представляющих собой оперативный интерес. Это важнейшее качество для сотрудника, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, от которого зависит успех в данной деятельности.

Наблюдательность - не менее значимое качество для сотрудника качество, так как оно включает в себя способность заметить, запомнить и понимать действия, которые также как и лица их совершающие представляют оперативный интерес. Не только действия, но и мелкие детали, факты, предметы также нельзя оставить незамеченными, так как от этого, возможно, в последствии может зависеть положительных исход оперативно-розыскных мероприятий.

Стойкость и самообладание следующие качества, представляющие собой устойчивость перед проблемами и трудностями, возникающими в процессе профессиональной деятельности, которые могут сказаться на работоспособности и результатах осуществляемой деятельности. Актуальность и необходимость наличия данного качества заключается в том, что проблемные ситуации и трудности встречаются довольно часто сотрудникам уголовного розыска, это объясняется специфическими условиями протекания деятельности.

В данной статье были рассмотрены наиболее важные для сотрудника уголовного розыска качества. Это далеко не полный их перечень.

Формирование профессиональных качеств сотрудника уголовного розыска происходит в процессе обучения в высших учебных заведениях системы МВД Росси. Как отмечалось выше, образование, а именно процесс получения знаний, дает курсанту лишь представление о данных качествах. На самом деле, если внимательней просмотреть образовательный процесс, то можно понять, что образование дает большую теоретическую базу, совокупность методов и приемов осуществления профессиональной деятельности, общее представление о будущей профессии. Помимо всего этого курсант начинает не только получать информацию о необходимых в его деятельности качествах, но и делать первые шаги по выработки данных составляющих его личности как сотрудника. Доказательством может послужить процесс изучения учебных дисциплин. Например, на занятиях по психологии вырабатывается такое качество как внимание, на профессиональной этике - коммуникабельность и культура речи, на огневой подготовке - наблюдательность. После окончания образовательного учреждения полученные знания курсант уже в качестве сотрудника неоднократно применяет и преумножает.

Исходя из этого можно сделать вывод, что принижать роль образования нельзя. Ведь от уровня полученного образования будет зависеть результат осуществляемой деятельности.

В заключении необходимо еще раз подчеркнуть значимость обладания профессиональными качествами, так как в современной обстановке в обществе качество деятельности сотрудника оказывает большое влияние на результат, на время выполнения поставленных задач и целей. Следует также отметить взаимосвязь практической деятельности и образования. Это два необходимых, дополняющих друг друга элемента процесса выработки качеств сотрудника уголовного розыска. Одно дает представление и необходимых знаниях, другое заставляет применять полученное знание на практике. Выработанные качества не только облегчат деятельность сотрудника, но и позволят повысить ее качество и результативность.


Библиографическая ссылка

Хакунов А.Б., Гришаков И.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАЧИМЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13416 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674