Итак, рассмотрим, на чём основаны доводы противников эвтаназии. Её репутация была очень серьезно подпорчена немецкими национал-социалистами. Декретом от 1 сентября 1939 г. была введена в действие программа "Эвтаназия", имевшая ужасные последствия - сотни тысяч умерщвлённых умственно отсталых, психически больных людей, а порой и совершенно здоровых людей, но с пометкой "недостоин жизни", которых сочли бесполезными для общества и предали относительно лёгкой смерти в газовых камера. С этого момента один из главных аргументов противников эвтаназии - возможность злоупотреблений. Согласившись на эту процедуру, пусть даже с самыми благими намерениями, общество будет трудно уследить за тем, чтобы в дальнейшем данная норма была соблюдена без нарушений. Следовательно, будет иметь место санкционированное государством убийство.[2]
Ещё одним серьезным довод против эвтаназии является то, что жизнь дана человеку Богом, она священна и неприкосновенна, а значит и решать, когда она должна прекратиться, может только Бог.[5]
Большинство современных ученых опасаются, что формальное разрешение эвтаназии может стать определенным психическим тормозом для поиска новых более эффективных средств диагностики и лечения тяжелобольных, так как это стремление постоянно стимулируется именно борьбой со смертью.[4]
Также многие противники эвтаназии призывают обратить внимание на морально-этические нормы, ссылаясь на Клятву Гиппократа, которая противоречит реализации этой идеи.
«Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла»- Клятва Гиппократа
В свою очередь сторонники эвтаназии стараются опровергнуть аргументы противников и подтвердить свою точку зрения. Они ссылаются на такой факт как: поддержание жизни на стадии умирания, осуществляемое с помощью передовых технологий, которые обходятся очень дорого. А именно - средств, которые тратятся на поддержание жизни в безнадёжных ситуациях, хватило бы на то, чтобы лечить десятки, сотни других людей, болезни которых поддаются лечению.
К экономическим основаниям эвтаназии добавляется и генетический фактор - угроза "биологического вырождения". В природе существует естественный отбор, выживает сильнейший, тем самым в генах сохраняются только те изменения, которые способствуют большей приспособленности организма к окружающей среде. Человечество же научилось обходить это, чем и может поплатиться на определенном этапе своего развития.
По отношению к религии, сторонники также имеют свое мнение. "А откуда мы знаем, что угодно Богу? - говорят они. - Если он дал человеку свободу воли, то почему она не распространяется на жизнь и смерть? Мы же вот допускаем убийство собаки, чтобы она не мучилась. Неужели мы думаем, что Бог любит собаку больше, чем человека?"
Люди имеют право на "достойную смерть". При признании свободы личности делать выбор в соответствии с ее собственными ценностями, проявляется уважение к человеческому достоинству.[6]
Таким образом, споры на данную тему не утихают, так как такое явления как эвтаназия затрагивает основополагающее право человека-право на жизнь. По нашему мнению, эвтаназию необходимо легализовать, но с некоторыми оговорками. Нельзя лишать человека права выбора. Запрещая её, ущемляется свобода человека. Между тем, для того чтобы официально разрешить эвтаназию, необходимо продумать мельчайшие детали её правовых основ. Слишком тонкая грань между желанием облегчить страдания больного и убийством человека, имеющего тенденцию к выздоровлению.
Данная тема очень актуальна среди современного общества, а её обсуждения не прекращаются. Аргументы каждой стороны весьма весомы и заслуживают внимательного изучения. Возможно в будущем в нашей стране будет разрешена эвтаназия, а пока каждому человеку нужно сделать выбор: за или против?
Библиографическая ссылка
Батина Д.С. ЭВТАНАЗИЯ: ПРАВО ВЫБОРА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13392 (дата обращения: 21.12.2024).