Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ЭВТАНАЗИЯ: ПРАВО ВЫБОРА

Батина Д.С. 1
1 ГБОУ ВПО « Пермская государственная фармацевтическая академия»
В последнее время мы очень часто видим, как средства массовой информации поднимают тему эвтаназии. На самом деле этот вопрос очень актуален в современном обществе. Как у сторонников, так и у противников этой процедуры веские и аргументированные доводы. Данная тема вызывает множество споров, так как затрагивает все сферы жизни человека, в том числе и религию. Различного рода дискуссии продолжаются в течение длительного промежутка времени и не утихают до сих пор. В некоторых странах эвтаназия официально разрешена и активно используется в медицинской практике. В ряде же других государств находится под запретом. В данной статье раскрываются позиции каждой стороны, а также моё личное отношение к данному вопросу.
эвтаназия
право выбора
жизнь или смерть
1. Гольмен Д., Харрис Д., Зваак Л. «Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика», М., 1998.
2. Гусейнов А. А., Апресян Р.Г. «Этика», М., 1998.
3. 50/50 Опыт словаря нового мышления // Под общ. ред. Ферро М., Афанасьева Ю. А., М., 1889.
4. Грегори В. Рутеки «Влияние субъективного отношения лечащих врачей на меры по ускорению смерти», Пер. Головко Г./ http://www.crimea.com/~creation/text
5. Грегори В. Рутеки ««И смерти не будет уже»: христианская забота об умирающем», Пер. Головко Г. / / http://www.crimea.com/~creation/text
6. Ковалев М. И. «Право на жизнь и право на смерть» // Государство и право, 1992, № 7.
В современном мире люди всё чаще сталкиваются с такими ситуациями, когда физические страдания не оставляют шансов на выздоровление, а их жизнь превращается в мучительное существование, поддерживающееся дорогостоящими лекарственными препаратами. Но через некоторое время даже они не могут спасти больных от адских мук. Именно в этих случаях у людей возникает мысль о добровольном прекращении жизнедеятельности. Это явление в медицинской практике называется эвтаназия. Сам термин произошёл от  греч. εὖ - хорошо + θάνᾰτος - смерть и означает  прекращение жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания.[3] Но далеко не во всех странах мира эвтаназию считают приемлемой, не говоря уже и о категоричном отношении религиозных конфессий к ней. Так в нашей стране данное явление законодательно запрещено Федеральным законом № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Тем не менее известно, что врачи иногда выдают родственникам больного достаточное количество лекарственных средств, которое позволяет провести эвтаназию близкими неизлечимого человека. В ряде же других стран эвтаназия легализована и на протяжении длительного промежутка времени применяется на практике.[1] Например, в Бельгии в 2003 году она помогла расстаться с жизнью 200 смертельно больным пациентам, а в 2004 году - 360 пациентам. В 2014 году в Бельгии была узаконена эвтаназия детей. Но с чем же связано такие противоречивые мнения в обществе на эту процедуру? Почему одни- за, а другие- против? На поставленные вопросы можно ответить, опираясь как на правовые нормы, так и морально-этические принципы, а также со стороны религиозных убеждений.

Итак, рассмотрим, на чём основаны доводы противников эвтаназии. Её репутация была очень серьезно подпорчена немецкими национал-социалистами. Декретом от 1 сентября 1939 г. была введена в действие программа "Эвтаназия", имевшая ужасные последствия - сотни тысяч умерщвлённых умственно отсталых, психически больных людей, а порой и совершенно здоровых людей, но с пометкой "недостоин жизни", которых сочли бесполезными для общества и предали относительно лёгкой смерти в газовых камера. С этого момента один из главных аргументов противников эвтаназии - возможность злоупотреблений. Согласившись на эту процедуру, пусть даже с самыми благими намерениями, общество будет трудно уследить за тем, чтобы в дальнейшем данная норма была соблюдена без нарушений. Следовательно, будет иметь место санкционированное государством убийство.[2]

Ещё одним серьезным довод против эвтаназии является то, что жизнь дана человеку Богом, она священна и неприкосновенна, а значит и решать, когда она должна прекратиться, может только Бог.[5]

Большинство современных ученых опасаются, что формальное разрешение эвтаназии может стать определенным психическим тормозом для поиска новых более эффективных средств диагностики и лечения тяжелобольных, так как это стремление постоянно стимулируется именно борьбой со смертью.[4]

Также многие противники эвтаназии призывают обратить внимание на морально-этические нормы, ссылаясь на Клятву Гиппократа, которая противоречит реализации этой идеи.

«Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла»- Клятва Гиппократа

В свою очередь сторонники эвтаназии стараются опровергнуть аргументы  противников и подтвердить свою точку зрения.  Они ссылаются на такой факт как: поддержание жизни на стадии умирания, осуществляемое с помощью передовых технологий, которые обходятся очень дорого. А именно - средств, которые тратятся на поддержание жизни в безнадёжных ситуациях, хватило бы на то, чтобы лечить десятки, сотни других людей, болезни которых поддаются лечению.

К экономическим основаниям эвтаназии добавляется и генетический фактор - угроза "биологического вырождения". В природе существует естественный отбор, выживает сильнейший, тем самым в генах сохраняются только те изменения, которые способствуют большей приспособленности организма к окружающей среде. Человечество же научилось обходить это, чем и может поплатиться на определенном этапе своего развития.

По отношению к религии, сторонники также имеют свое мнение. "А откуда мы знаем, что угодно Богу? - говорят они. - Если он дал человеку свободу воли, то почему она не распространяется на жизнь и смерть? Мы же вот допускаем убийство собаки, чтобы она не мучилась. Неужели мы думаем, что Бог любит собаку больше, чем человека?"

Люди имеют право на "достойную смерть". При признании свободы личности делать выбор в соответствии с ее собственными ценностями, проявляется уважение к человеческому достоинству.[6]

Таким образом, споры на данную тему не утихают, так как такое явления как эвтаназия затрагивает основополагающее право человека-право на жизнь. По нашему мнению, эвтаназию необходимо легализовать, но с некоторыми оговорками. Нельзя лишать человека права выбора. Запрещая её, ущемляется свобода человека. Между тем, для того чтобы официально разрешить эвтаназию, необходимо продумать мельчайшие детали её правовых основ. Слишком тонкая грань между желанием облегчить страдания больного и убийством человека, имеющего тенденцию к выздоровлению.

Данная тема очень актуальна среди современного общества, а её обсуждения не прекращаются. Аргументы каждой стороны весьма весомы и заслуживают внимательного изучения. Возможно в будущем в нашей стране будет разрешена эвтаназия, а пока каждому человеку нужно сделать выбор: за или против?


Библиографическая ссылка

Батина Д.С. ЭВТАНАЗИЯ: ПРАВО ВЫБОРА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13392 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674