Понятие «стресс» всё более настойчиво и прочно входит в наш обиход. Своим возникновением оно обязано канадскому врачу и биологу Г. Селье, который в 1936г. обратил внимание на специфический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование. Он доказал, что малая доза стресса возвращает молодость, вырабатывает навык справляться со сложными жизненными ситуациями[2].
Вопросам изучения понятия стресса, особенностей учебного стресса в студенческом возрасте посвящены исследования К. Вильямса, Дж. Гринберга, Л.А. Китаева-Смыка, У. Кэннона, Р.С. Немова, Д. Маерса, А.Г. Маклакова, Г.Селье, Ю.В. Щербатых и др.
Студенты во время обучения сталкиваются с разными проблемами, новые условия обучения требуют от них больше самостоятельности, ответственности и не все студенты готовы к решению многочисленных проблем и задач, которые предоставляет жизнь. Обучение в высшем учебном заведении – это стресс для многих студентов. Студенту необходимо преодолевать трудности, осваивать новые роли, адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности.
Нами было проведено исследование, целью которого являлось – исследование выраженности учебного стресса у студентов в процессе обучения в вузе.Исследовательская часть работы проводилась на базе Казанского Федерального института, в городе Елабуга. В исследовании участвовали студенты 3 и 4 курса, обучающиеся на факультете татарской сопоставительной филологии.Для осуществления поставленной цели нами были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. Наше эмпирическое исследование включало 2 теста.
На первом этапе нашей работы мы исследовали основные причины учебного стресса, выявили, в чем проявляется стресс, определили основные приемы снятия стресса студентами, с помощью теста на учебный стресс, разработанного Ю.В. Щербатых [3].
По результатам теста мы выявили, что основными и общими для студентов данных групп являются такие причины как, жизнь вдали от родителей; большая учебная нагрузка; стеснительность и застенчивость. Менее всего студентов волнуют проблемы в личной жизни, конфликты в группе и отсутствие учебников.
Проявляется стресс у исследуемых групп студентов в основном на психологическом уровне, что сказывается на понижении работоспособности студентов, невозможность избавиться от посторонних мыслей, нехватке времени. Показатели биологических признаков проявления стресса у большинства студентов невысокие. Можно сделать вывод о хорошем состоянии здоровья студентов данной группы.
Основным способом преодоления стресса у наших испытуемых является сон. Для большинства опрошенных студентов это общение с друзьями или любимым человеком. Более половины опрошенных ищут поддержку у родных, самых близких людей. Почти половина опрошенных студентов, снимают стресс физической активностью, что позитивно для человека в данной ситуации.
На втором этапе мы исследовали уровень стрессоустойчивости студентов, с помощью теста самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона. Данный тест позволяет человеку оценить уровень своей стрессоустойчивости (он может быть отличный, хороший, удовлетворительный, плохой или очень плохой).В ходе исследования были получены следующие результаты:у 25 % студентов оценка «хорошо», «удовлетворительно» у 70 % и «плохо» у 5 % студентов. Отличный уровень не был выявлен. Также, при проведении теста, определяющего уровень самооценки стрессоустойчивости, средний показатель стрессоустойчивости составил 16,6 из 40 возможных баллов, что соответствует удовлетворительной оценке показателя самооценки стрессоустойчивости студентов.
Стресс всегда присутствует в жизни человека. Это понятие прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Стресс – это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб. При детальном рассмотрении, он помогает преодолевать препятствия и избегать опасности. Ведь под воздействием стресса организм приспосабливается к различным факторам окружающей среды. Поэтому, в любой критической ситуации лучше всегда сосредоточиться на положительных эмоциях.
Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это одна из задач воспитателей, педагогов, психологов. Возможно, пути ее решения кроются во внедрении в учебный процесс тренинговых курсов, здоровье сберегающих технологий [1].
Библиографическая ссылка
Сафина Г.Р., Бильданова В.Р. СТРЕСС В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13372 (дата обращения: 21.11.2024).