Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.Одаренные дети – это дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (одарённость к технике, художественная, логико-математическая, пространственная, лингвистическая, физическая, лидерская, духовная одарённости). Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей, в области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике.Лингвистическая одарённость, по сравнению с художественной, встречается гораздо реже. Лингвистическая одаренность учащихся – это «повышенный уровень способностей к ускоренным процессам мышления на чужом языке, к активной познавательной деятельности в области теории и истории языка, к креативности в выборе способов общения на иностранном языке, к устойчивой мотивации в изучении языка» [1]. Дети с лингвистической одаренностью обладают способностью выразительно, интересно, захватывающе, полно и понятно доносить до окружающих информацию при помощи языковых средств.
Признаками лингвистической одарённости являются: 1) обладание хорошей слуховой дифференциальной чувствительностью, т. е. умение различать звуки и их оттенки, узнавать их в потоке речи и имитировать их; 2) достаточный объем памяти; 3) словесно-логическое мышление. В то же время было бы неправильно сводить лингвистические способности лишь к наличию памяти, слуха и логического мышления. Лингвистические способности – это очень сложное комплексное образование.
Для выявления лингвистической одаренности среди младших школьников было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие ученики 2-4-х классов. Выборка составила 157 человек.Был использован опросник «Как определить способности ребенка?» В результате 9 детей можно отнести к потенциально лингвистически одаренным, что составляет 5 % от количества всех детей. Однако для более точных результатовтребуются дополнительные эмпирические исследования с выявленной категорией детей.
С лингвистически одаренными детьми нужно работать по-другому, необходимо создать специальные психолого-педагогические условия для овладения иностранным языком [2]. Основными традиционными формами работы с лингвистически одаренными детьми при обучении иностранному языку являются: олимпиады различного уровня; конкурсы (сочинений, чтецов, спектаклей, переводов, рефератов, эссе и слоганов); фестивали; организация языковых лагерей; создание профильных групп и классов; сотрудничество с вузами; творческие мастерские; кружковая работа; интеллектуальный марафон; научно-практические конференции; работа по индивидуальным планам;региональные конкурсы. В школах проводятся предметные недели иностранных языков, выпускаются тематические электронные и стенные газеты, викторины. Это зачастую способствует неожиданному «раскрытию» способностей и талантов детей. На уроках используются различные виды работ и заданий с одаренными детьми: работа с лексико-грамматическим аспектом (отбор материала, задания на устранение допущенных ошибок и т.д.); задания для развития творческого начала, дивергентного мышления – т.е. способность ответить на один и тот же проблемный вопрос разными способами; задания для развития критического, аналитического мышления; задания, провоцирующие на поиск выхода из ситуации; умение пользоваться источниками информации, т.е. заниматься самообразованием.
В работе с одаренными детьми необходимо использовать интерактивную методику. Творческие задания, проекты составляют основу любого интерактивного занятия. Они придают смысл обучению, мотивируют учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти своё собственное правильное решение, основанное на своем личном опыте и опыте своего друга, дают возможность для развития сотрудничества всех участников образовательного процесса.
Таким образом, в работелингвистически одарённым детям необходимо разнообразить учебную деятельность, чтобы у них возникал особенный интерес к той сфере деятельности, в которой у них преобладают способности, задатки; использоватьнетрадиционные методы работы. Задача педагогов – помочь одарённому ребёнку найти свой собственный путь развития, чтобы исключительность, особенность такого ребёнка не пропадала.
Библиографическая ссылка
Панфилова В.М., Дудина А.А. ФОРМЫ РАБОТЫ С ЛИНГВИСТИЧЕСКИ ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13366 (дата обращения: 21.11.2024).