Сиблинговые отношения включены в сложную многоуровневую и динамическую организацию семейных взаимоотношений.
Сиблинги или сибсы (англ. siblings, sibs – брат или сестра) – генетический термин, обозначающий потомков одних родителей. Родные братья и сёстры, но не близнецы. Фрейд рассматривал соперничество как один из самых важных аспектов сиблинговых отношений. Адлер полагал, что появление сиблинга является одним из самых драматичных событий в жизни ребенка, им был введен специальный термин «развенчивание» (dethronenment) для обозначения ситуации, при которой старший сиблинг перестает быть центром внимания семьи. Томас и Чесс показали, что дети с трудным темпераментом демонстрируют больший стресс на рождение сиблинга по сравнению с более адаптивными детьми.
С точки зрения отечественных и зарубежных психологов при анализе психологических особенностей сиблинговых отношений существует две точки зрения:
• старшие дети более агрессивны, эгоистичны, тревожны и вероятность появления эмоционального нарушения у старшего ребенка несколько выше чем у младшего, особенно при адаптации к появлению второго ребенка, тогда как отсутствие этой ситуации у младшего характеризует его более спокойным и менее агрессивным ребенком;
• старшие дети более ответственны, дружелюбны, больше мотивированы на достижение успеха и не агрессивны. Младшие же дети более зависимы от других и эгоистичны, чем первенцы. Свое поведение они всю жизнь строят на основе манипуляции другими для достижения каких-либо выгод, а также не обладают способностями к лидерству и чувствуют себя более удовлетворенно с позиции подчинения. При этом старший ребенок имеет некоторые преимущества перед младшим сибсом. Так как он некоторое время участвует в организации семейной жизни, затем первым приспосабливается к поведению родителей и, как правило, принимает роль «маленького помощника» извлекая при этом свои «выгоды».
Библиографическая ссылка
Леонтьева К.В., Льдокова Г.М. ОСОБЕННОСТИ СИБЛИНГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13358 (дата обращения: 08.12.2024).