Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В АГРЕССИВНОСТИ У МОЛОДЫХ ВОДИТЕЛЕЙ

Куприянова К.А. 1 Гайфуллина Н.Г. 1
1 Казанский федеральный университет

Агрессивность водителей на дороге, является важной и актуальной проблемой на сегодняшний день в России. По статистике число аварий на дорогах с каждым годом возрастает и оной из причин является агрессивное поведение водителей.

В своей работе мы изучили половые различия в показателях агрессивности у молодых водителей. Исследование проводилось со студентами ЕИ КФУ в возрасте от 18-23 лет, имеющих «реальный» водительский стаж от 1 до 3 лет. Выборка составила 60 человек (30 женщин и 30 мужчин).

Для выявления половых различий по агрессии, мы использовали методику разработанную А. Бассом и А. Дарки. Общая агрессивность у мужчин и женщин находится в норме. Статистические различия были обнаружены лишь в отдельных формах агрессии:

У молодых водителей женщин преобладающей формой агрессии является «косвенная агрессия», которая проявляется в плетении интриг и сплетен. Также, у женщин, выявлен высокий показатель по шкале «чувство вины», что показывает их сильные переживания по поводу совершенных ошибок, в том числе и за рулем. Что объясняется их эмоциональностью и чувствительностью.

У мужчин, преобладающей формой агрессии является «физическая агрессия», которая проявляется в применении физической силы по отношению к другому человеку, а так же у них имеется высокий показатель по шкале «подозрительность», это связано с тем, что мужчины от природы более недоверчивы, полагаются на свое мнение, стремятся к самостоятельности, готовы отстаивать свое мнение, применив физическую агрессию по отношению к другому.

Так же нами была разработана и использована авторская анкета для водителей с целью выявления факторов, влияющих на проявления агрессивности у молодых водителей в процессе управления автомобилем. В анкете представлено 19 факторов, которые указали водители, их раздражающие: 1. «Пешеходы переходят дорогу в неположенном месте»; 2. »Пешеходы медленно переходят дорогу по пешеходному переходу»; 3. «На дороге попадаются кошки, собаки»; 4. «Подрезают» другие водители»; 5. «Другие водители не соблюдают ПДД»; 6. «Когда позади едет другая машина, когда есть возможность объехать («сел на хвост»)»; 7. «Плохое качество дороги»; 8. «»Раздражают водителя люди, сидящие в машине разговаривая и отвлекая его»; 9. «Когда не включают поворотники»; 10. «Когда занимают «мое» привычное место на парковке»; 11. «Когда другие водители не понимают твоих сигналов ( их пропускаешь а они стоят)»; 12. «Красный коридор» (на всех попадающихся светофорах горит красный свет); 13. »Гонки (некоторые водители обгоняют друг-друга)»; 14. «Когда не уступают дорогу, хотя должны (нарушают ПДД, тем самым «давят» на других водителей)»; 15. «Пробки»; 16. «Неправильно паркуются»; 17. «Выезжают на трассу, чем мешают другим водителям»; 18. «Специально включают дальний свет у встречной машины в темной время суток(ослепляет)»; 19. «Останавливают гаишники без видимых на то причин».

Каждый фактор был оценен респондентами по десятибалльной шкале: 10 – сильно раздражает, 1 – безразлично.

Проанализировав данные анкеты, выяснилось, что средние значения по анкете у мужчин и женщин имеют средние и высокие значения по каждому фактору. Это указывает на то, что каждый фактор, указанный в анкете для каждого испытуемого значим. Средние значения по десятибалльной шкале по всей анкете у мужчин – 7, у женщин – 6,7.

При помощи статистического критерия Стьюдента мы выявили различия в факторах, наиболее сильно влияющие на возникновение агрессивности у мужчин и женщин водителей. Женщин более раздражает наличие таких факторов, как «несоблюдение ПДД», «ослепляют встречные машины», «подрезают». Это объясняется тем, что женщины более осторожны во время вождения, им труднее сориентироваться в резко изменяющихся ситуациях на дороге чем мужчинам, поэтому данные факты их больше раздражают нежели мужчин.

У мужчин выявлены такие факторы, как «красный коридор», «машина села на хвост», «другие водители не понимают моих сигналов», «занимают мое место на парковке», «не включают поворотники». Выделение именно этих факторов у мужчин, как более раздражаемых, свидетельствует о том, что мужчинам, по сравнению с женщинами, сложнее действовать в ситуации наблюдения, быть в ожидании, проявлять пассивность на дороге. «Непонимание сигналов других водителей» говорит о том, что мужчины нуждаются в уточнении сигналов со стороны других участников движения, Таким образом, в своей работе мы отразили половые различия в проявлении агрессивности среди молодых водителей и вскрыли факторы, вызывающие агрессию водителей на дороге в зависимости от пола.


Библиографическая ссылка

Куприянова К.А., Гайфуллина Н.Г. ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В АГРЕССИВНОСТИ У МОЛОДЫХ ВОДИТЕЛЕЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13355 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674