Инклюзивный класс – это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах.
Привлекательной является группа в которой учащийся наиболее полно удовлетворяет свои социальные потребности. Выделяют три основных компонента, которые в совокупности делают ее удовлетворяющей учащегося:
– деятельностный компонент (способность группы обеспечить условия для ведущих видов деятельности – учебной и общения);
– интерактивный компонент (психологическая совместимость и референтность школьного коллектива);
– ценностный компонент (личностная значимость для учащегося взаимоотношений, установок и дел, развертывающихся в группе, причастность к делам и ценностям класса) [1].
В исследовании приняло участие 25 учеников 3 «б» класса МБОУ «средняя школа №2» ЕМР РТ. В классе – 8 девочек и 17 мальчиков. Из них 9 ребят из неполных семей и 3 ребёнка опекаемые. Также в классе обучается 2 ребёнка с особыми потребностями.
Учащимся была предложена анкета привлекательности классного коллектива, состоящая из 5 вопросов и нескольких вариантов ответа: «Как бы ты оценил свою принадлежность к классу?», «Перешёл бы ты учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?», «Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?», «Каковы взаимоотношения учеников с классным руководителем?», «Какое отношение учеников к учебе в классе?». В итоге при помощи анкетирования были выявлены уровни привлекательности классного коллектива.
У 48 % учащихся наблюдается хорошая адаптация в коллективе. Атмосфера взаимоотношений для таких школьников является комфортной и благоприятной. Классный коллектив для них представляет ценность. Для 32 % учащихся классный коллектив является привлекательным. Обстановка в классе их полностью удовлетворяет. Они дорожат взаимоотношениями с остальными детьми в классе. У 5 человек, что составляет 20 % – наблюдается нейтральное отношение к коллективу, что свидетельствует о наличии определённых, благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить своё отношение в нём.
В целом в классе благоприятная атмосфера. Хочется выделить тот факт, что в классе отсутствуют дети с негативным отношением. Дети с особыми потребностями имеют хорошую адаптацию, и класс для них представляет особую ценность.
Любой ученический коллектив является системой социально и педагогически необходимой и вместе с тем – учащийся не волен выбирать или менять «доставшийся» класс. Отсюда зачастую у личности появляются проблемы в адаптации к коллективу. И чтобы помочь каждому учащемуся приспособиться, прижиться и реализоваться в заданном ему социальном пространстве, классный руководитель должен целенаправленно формировать индивидуально-групповое согласие, гармонизировать отношения личности и коллектива на основе повышения привлекательности группы для индивида.
Библиографическая ссылка
Зябирова Л.И., Макарова О.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ У УЧАЩИХСЯ ИНКЛЮЗИВНОГО КЛАССА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13350 (дата обращения: 23.11.2024).