Локус контроля – понятие довольно распространенное в современной психологии. Это понятие было введено социальным психологом Джулианом Роттером в 1954 году. Оно характеризует свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним либо внешним факторам. Склонность приписывать результаты деятельности внешним факторам называется «внешний локус контроля» (экстернальность), внутренним факторам- «внутренний локус контроля» (интернальность).
В «Словаре практического психолога» С.Ю. Головина локус контроля рассматривается с позиции ответственности за результаты своей деятельности. Экстернальный локус контроля «соответствует поиску причин поведения вне себя, в своем окружении» [1]. Такие люди проявляют неуверенность в себе, тревожность, подозрительность, стремятся отложить дела на неопределенный срок. Интервальный локус контроля характеризуется поиском человека причин поведения в себе. Эти люди «более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы» [1]. В «Психологической энциклопедии» термин «локус контроля» «служит для обозначения группы субъективных мнений или убеждений относительно связи между поведением и его последствиями в форме наград или наказаний» [2]. Оксфордский толковый словарь по психологии определяет локус контроля для «обозначения воспринимаемого источника управления собственным поведением» [5]. Исследования людей с разными типами субъективного контроля показало, что люди с низкой общей интернальностью характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, несправедливых, суетливых, враждебных, неуверенных, неискренних, несамостоятельных. Люди с высоким УСК считают себя добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, честными.
Внутренний и внешний контроль сегодня активно изучается у взрослых людей при профессиональном отборе, у школьников. Активно локус контроля исследуют психологи у студентов. Так, при изучении студентов первого и пятого курсов технического вуза было обнаружено, что интернальность в области достижений и межличностных отношений характерна и для первокурсников, и для пятикурсников. Они могут брать на себя ответственность за отношения с окружающими, за те положительные события, которые происходят с ними в жизни. Однако, статистически достоверные результаты показали, что на пятом курсе студенты в большей степени, чем первокурсники, могут управлять большинством событий своей жизни и считают свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности [3].
Анализируя поведение самоактуализирующейся личности и личности с внутренним локусом контроля, Е.В. Крутых выделила у них общие характеристики. Это «способность сделать выбор в пользу своего личностного роста, не побояться рискнуть оказаться в неизвестности; понимание своего внутреннего мира; принятие ответственности за свои действия на себя; способность действовать ответственно в соответствии со своими взглядами; стремление к самосовершенству, работе над собой; стремление к индивидуальной свободе; способность смотреть на жизнь объективно» [4].
Как выработать внутренний локус контроля? Некоторые специалисты рекомендуют выйти из позиции Жертвы, потому что человек с позицией Жертвы очень похож на экстернальный тип личности. Разница в том, что экстернальный тип свои успехи и удачи относит только на счет внешних факторов, человек в позиции Жертвы свои успехи может приписывать себе [6].
Библиографическая ссылка
Пчегатлук А.А. ЛОКУС КОНТРОЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13324 (дата обращения: 21.11.2024).