Способность адаптироваться – одна из особенностей личности человека. Она формируется под влиянием окружающей среды. Вуз – это тоже часть окружающей среды. В этой среде человек формируется как профессионал и как личность.
В процессе учебно-профессиональной деятельности у студента развиваются профессионально значимые качества, происходит адаптация к профессиональной деятельности.
О социальной адаптации личности пишут в своих работах Ф.Б. Березин, О.С. Гребенюк, В.В. Синявский и др.
Обучение в вузе отличается от школьного. В школе учителя все время побуждают учащихся к занятиям. В вузе обучение строится иначе. Здесь другие, незнакомые формы обучения: лекции, семинары, зачеты. Многие первокурсники испытывают трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, неумением конспектировать лекции, работать с учебниками, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.
Поэтому вопросы адаптации и дезадаптации занимают многих исследователей.
Так, Г.Ф. Токарева рассматривает типологию процесса адаптации:
1. односторонний тип взаимодействия – заключается в приспособлении студента к среде;
2. конфликтный тип взаимодействия – представляет собой наличие адаптивной ситуации, нарушение баланса между социальной системой и средой, состояние напряженности, дискомфорта и т. д.;
3. тип студента и вуза – вуз целенаправленно задает ситуацию, в которой формируются новые качества, значимые для успешного процесса адаптации студента [4].
Е.В. Крутых исследовала особенности субъектной позиции студентов в формировании социально-психологической адаптации к условиям обучения в вузе. К дезадаптированным студентам относились юноши и девушки с завышенной самооценкой и негативным отношением к окружающим. К себе положительно относятся большинство юношей и девушек. Испытывают больший эмоциональный дискомфорт студенты, поступившие в университет сразу после школы и через 4 года после ее окончания [2].
Помимо изучения адаптационных процессов в вузе, специалисты предлагают различные варианты помощи студентам. В.Л. Бозаджиев разработал комплекс педагогических условий для успешной адаптации студентов младших курсов [1]. Но, в основном, работа по адаптации первокурсников в вузе является одним из направлений деятельности психологических служб вузов. Наиболее эффективными считаются социально-психологические тренинги и тренинги личностного роста по развитию навыков и умений. «Студенты учатся более открыто выражать собственные чувства и откликаться на чувства других, глубже понимать себя и собеседников, принимать и поддерживать друг друга «здесь и теперь». Опыт, который студенты приобретают в такой специально организованной группе, помогает решать проблемы, возникающие при межличностном взаимодействии» [3, С.310].
Адаптация даёт возможность личности приспособиться к новым условиям, сформировать новые способы поведения для преодоления возникающих трудностей.
Библиографическая ссылка
Ленский В.И. АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13322 (дата обращения: 08.12.2024).