С момента зарождения высшей школы до наших дней основной формой обучения является лекция. С нее начинается первое знакомство студента с учебной дисциплиной. Лекция закладывает основу научных знаний. В зависимости от содержания и характера учебного материала структура лекций может отличаться. Но общим для всех лекций является план.
К лекции предъявляются следующие требования:
– «научность и информативность (современный научный уровень);
– доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов, научных доказательств;
– эмоциональность при изложении учебного материала;
– активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления;
– четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;
– методическая обработка учебного материала, выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных интерпретациях;
– изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых или неизвестных терминов и др.» [2].
Вышесказанное убеждает нас в том, что лекции сегодня так же необходимы, как и столетия назад, хотя иногда можно слышать высказывания о том, что читать лекции – это несовременно, они не нужны и т.д.
Как бывший студент, могу сказать, что в современных условиях статус лекции не только не снизился, а, наоборот, возрос. «Перед преподавателем сегодня стоит весьма ответственная задача в подготовке лекции. Лекция должна выполнить все свои востребованные функции, такие как: мотивация к науке и самообучению, организация и ориентация в мире источников, литературы, подготовка к наиболее качественному освоению тонкостей будущей профессии, выполнение методологической, оценочная и интегрирующей роли» [3].
Сегодня стали популярны мультимедийные презентации. И перед преподавателем стоит ответственная задача в подготовке лекции. Лекция должна выполнить функции: мотивация к науке и самообучению, организация и ориентация в мире источников, литературы, подготовка к наиболее качественному освоению тонкостей будущей профессии, выполнение методологической, оценочная и интегрирующей роли.
Хорошая презентация значительно повышает эффективность подачи материала. Задача преподавателя заключается в том, чтобы не перенасытить лекцию новым материалом [3].
«Использование цветной компьютерной анимации, графики, видеоряда, схемных, справочных и формульных презентаций дает возможность представить изучаемый материал в виде динамических картинок, схем, диаграмм и т.п.» [1, С.161-162]. Занятия становятся более интересными. Познавательные процессы студентов максимально включаются в учебную деятельность.
Библиографическая ссылка
Дорохов С.А. ЛЕКЦИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13316 (дата обращения: 21.11.2024).