В психологической терминологии, аутизм трактуется как крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний. Предпосылками детского аутизма является специфическое поведение в трех областях: социального взаимодействия, коммуникации и поведения (ребенок имеет повторяющиеся и стереотипные модели поведения и ограниченные специфические интересы).
Роберт Шрамм характеризует детский аутизм как наличие следующих дефицитов:
– отсутствие взгляда глаза в глаза;
– неумение создавать эмоциональные дружеские отношения со сверстниками;
– отсутствие проявления желания поделиться с другими людьми своей радостью, интересами, достижениями;
– отсутствие разнообразия, фантазии и изменений в ролевой игре или в игре, предполагающей социальную имитацию.
Признаками аутизма также считаются отставание в развитии речи или полное ее отсутствие, присутствие стереотипий (повторяющихся действий) в поведении, использование повторов в речи, увлечение стереотипными занятиями или интересами, навязчивые движения, аутичные дети зачастую никак не реагируют даже на громкие звуки, производя впечатление глухих. Слухо-моторные координации таких детей формируются отличным от здоровых детей образом: в отношении некоторых звуков они демонстрируют гиперчувствительность, например, зажимают уши, услышав громкую музыку или самолет; часто наблюдается отсутствие избирательного внимания к звукам речи.
Таблица 1
Диагностическое занятие
№ |
Название игры, задания |
Цель |
Ход игры, задания |
1 |
Игра «Ручки» |
Установление контакта с аутичным ребенком. |
Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу. |
2 |
«Пирамидка» |
Исследование возможностей ребенка. |
Умение ребенка в четкой последовательности собрать кольца. Способ выполнения действий ребенком: 1. Хаотичное надевание колец 2. Способом проб и ошибок 3. Четкое надевание одно за другим. |
3 |
«Дай такой» |
Сенсорное восприятие. |
Перед ребенком ставится 4 кубика, имеющие основные цвета, показывается карточка, такого цвета, как и кубик. Задание: «Дай такой». |
4 |
«Шнурки» |
Координация глаз и рук. |
Протянуть шнурок через отверстие в картоне |
5 |
«Имитация» |
Возможность ребенку отдохнуть, переключить свое внимание. |
Подражать походке животных. Перед ребенком ставится 3 игрушки. Задается первый вопрос: «Кто это?» (Заяц). «Попрыгай, как зайчик». «Кто это?» (Медведь). «Пройди, как медведь». «Кто это?» (Лошадка). «Поскачи, как лошадка». |
Примечание. В процессе занятия заполняется диагностическая карта с указанием «+» контакт и выполнение; «х» контакт с попытками выполнения; «-» отказ.
Таблица 2
Коррекционно-развивающее занятие
№ |
Название игры, задания |
Цель |
Ход игры, задания |
1 |
«Найди место для игрушки». |
Психотехнические упражнения, направленные в основном на развитие произвольности, способности управлять вниманием. |
Психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. |
2 |
«Пришел Мурзик поиграть». |
Развитие социальных отношений. |
Психолог показывает Кота Мурзика, надетого на руку. Мурзик здоровается с ребенком. Затем Кот показывает ему прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает взять из пакета поочередно по- одной фигурке. Из предложенных кубиков ребенок строит домик для Мурзика. Психолог стимулирует на общение с Мурзиком. |
3 |
«Развесь белье» |
Развитие Мелкой моторики. |
Нужно развесить на веревке белье.Материал: бельевая веревка, флажки и бельевые прищепки. |
4 |
«Отрежь кусочки» |
Развитие координации глаз и рук. |
Отрезать от полоски цветной бумаги ножницами кусочки. |
5 |
«Дорисуй». |
Развитие воображения, способности создавать оригинальные образы. |
Ребенку предлагается изображение предметов, у которых какой- то части не достает, эти предметы он явно знает. Предлагается дорисовать недостающую часть. |
6 |
«Разложи шарики» |
Направленно на развитие восприятия. |
Разложить небольшие шарики слева направо соблюдая последовательность. |
Важно своевременно обратить внимание на отклонения в поведении, выявить признаки аутизма и начать коррекционно-развивающую работу с ребенком, так как своевременная психолого-педагогическая работа позволит улучшить процесс социализации и предотвратить риск развития более тяжелой психической патологии в старшем возрасте.
Основными направлениями психолого-педагогической работы с аутичными детьми на наш взгляд являются:
1. Своевременная диагностика.
2. Профилактическая работа (установление эмоционального контакта и выработка продуктивных форм взаимодействия).
3. Коррекционно-развивающая работа с учетом индивидуальных возможностей ребенка.
В современной литературе достаточно методических разработок, описывающих методы и средства, чтобы научить ребенка с аутизмом всем тем специфическим навыкам, которых ему не достает. Важно правильное и своевременное использование их в профилактической и коррекционной работе. Одним из профилактических средств, при установлении эмоционального контакта и выработке продуктивных форм взаимодействия и с аутичными детьми, является психогимнастика, музыкотерапия. Эмоциональную сферу ребенка можно развивать через обучение языку движений, через узнавание чужих эмоций по их мимическим проявлениям. Психогимнастика помогает преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения [2, 62].
В качестве примера приведем разработанные нами диагностическое и коррекционно-развивающее занятия для детей с аутичным поведением (табл. 1, 2).
Библиографическая ссылка
Тугулева Г.В., Зубаткина С.С. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13308 (дата обращения: 23.11.2024).