Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ

Чебанов В.Ю. 1
1 Кубанский государственный технологический университет
1. Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие. – Череповец: ЧГУ, 2002. – 150 с. – URL.: http://www.pedlib.ru/Books/6/0177/6_0177-95.shtml (03.03.2015 г.).
2. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.
3. Крутых Е.В. Влияние стиля воспитания в семье на развитие эмоциональной сферы ребенка /Семейная политика на Кубани: содержание, проблемы и перспективы: сб. матер. региональной научно-практ. конференции (13 ноября 2008 г.) – Краснодар: ИЭиУМиСС, 2008. – 376 с.

Главным институтом воспитания является семья. Все, что приобретается ребенком в семье, влияет на всю его следующую жизнь. Здесь закладываются основы личности ребенка в семье, к семи годам он – уже почти сформировавшаяся личность.

«Детско-родительские отношения – это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок – родители») и сверху вниз (диада «родители – ребенок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы» [1].

Специалисты выделяют благополучные и неблагополучные детско-родительские отношения. Благополучные детско-родительские отношения – это отношения, при которых ребенку хорошо в семье, его любят, уважают. Неблагополучные детско-родительские отношения складываются в семьях, где тревожные, все дозволяющие, жесткие родители.

Общение в семье зависит от многих причин: родители по-разному эмоциональны, отсутствует опыт взаимодействия с детьми, потому что он приобретается вместе с развитием ребенка и другие.

Встречаются различные виды отношений.

1. Сотрудничество – удовлетворяются основные потребности всех членов семьи

2. Союзнические отношения опираются на получение общей выгоды, удовлетворяющей все стороны.

3. Соревнование – в семье каждый стремится быть первым во всем, быстрее, любой ценой достигнуть собственных целей.

4. Конфронтация – в семейных отношениях преобладает стремление главенствовать над другими, показывать свое превосходство.

5. Антагонизм – в семейных отношениях стороны не согласны на компромисс.

Есть разные классификации детско-родительских отношений. Гипоопека – ребенок предоставлен сам себе. Гиперопека – ребенка излишне опекают, лишают самостоятельности, все запрещают. Воспитание по типу «Золушки» – ребенка эмоционально отвергают, его не любят. Жесткое воспитание – за малейшую провинность ребенка наказывают [2].

Исследование Е.В. Крутых показало, что в полных и неполных семьях воспитанием занимаются, в основном, матери. Поэтому воспитание носит односторонний характер. Эмоциональная связь с отцами слабая или отсутствует. Также в семьях доминирует авторитарный стиль общения с детьми. В неполных семьях этот стиль сочетается с эмоциональным отвержением ребенка, родитель воспринимает его как неуспешного, неприспособленного к жизни. Мама испытывает к ребенку злость, раздражение, недоверие, неуважение.

В полных семьях отношения носят авторитарно-симбиотического характера. Ребенку сочувствуют, проявляют сверхконтроль, лишают самостоятельности, ограждают от трудностей, держат в строгой дисциплине, строгом воспитании и повышенной тревожности.

Были выделены особенности полных и неполных семей. Так, в полных семьях родители более терпимы к недостаткам своих детей. В неполных семьях к детям предъявляется повышенный контроль, непоследовательность в общении, неприятие родителями некоторых черт характера, очень высокая тревожность [3].

Родительский труд тяжел. В нем, как во всяком другом, возможны ошибки, неудачи, поражения. Воспитание в семье – это жизнь, которая должна быть гармоничной и счастливой.


Библиографическая ссылка

Чебанов В.Ю. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13298 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674