Современному миру, который изменяется под влиянием политических и экономических факторов, необходимы высококвалифицированные, компетентные специалисты, деятельность которых будет тесно взаимосвязана с включением их личности в общественные отношения. Под влиянием данного требования, проблема формирования высокой мотивации студента будет являться наиболее актуальной проблемой современного российского образования.
Российское общество ставит перед специалистами различных сфер все более сложные задачи, для решения которых необходимо уметь быстро адаптироваться в новых условиях и находить грамотное решение малых и больших проблем, для чего необходимо в процессе обучения развить мотивацию учащихся, способствующую успешности будущей деятельности.
В данной работе целью исследования является выявление уровня формирования групповой мотивации студентов-психологов и ее взаимосвязь с особенностями их мотивационной сферы.
Для достижения цели были поставлены такие задачи:
1. Теоретически проанализировать понятия «мотивация», «мотив», «групповая мотивация», «мотивация достижения успеха», «мотивация боязни неудач».
2. Разработать план исследования (сформировать выборку, осуществить подбор методик для изучения предмета и проверки гипотез).
3. Измерить уровень групповой мотивации и особенности мотивационной сферы студентов-психологов разных курсов.
4. Проанализировать и проинтерпретировать полученные результаты, сделать выводы.
Объект эмпирического исследования – мотивация, рассматриваемая нами как ресурс для самоактуализации студента-психолога.
Предмет исследования – взаимосвязь групповой мотивации с особенностями мотивационной сферы студентов-психологов.
В исследовании в качестве респондентов выступили студенты ВГУЭС (1-3 курс), обучающиеся по направлению «Психология». После проверки достоверности и анализа ответов были отобраны бланки 45 испытуемых.
Методы исследования включают две группы методов:
1. Психодиагностические методики: методика диагностики сформированности положительной групповой мотивации И.Д. Ладанова; методика для диагностики уровня личностной готовности к риску Шуберта; опросник для изучения мотивации достижения успеха и методика, направленная на диагностику мотивации успеха и боязни неудачи Т.Элерса.
2. Методы статистической обработки: критерий φ*угловое преобразование Фишера, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
В ходе научного исследования было выдвинуто две гипотезы:
1. Уровень групповой мотивации повышается в ходе обучения студентов.
2. Существует взаимосвязь между показателями общегрупповой мотивации с особенностями мотивационной сферы студентов-психологов 2 курса.
Всякая деятельность человека основывается на мотивации. В общем понимании, мотивация – мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность организма, определяющие ее направленность [1], мотивационно-смысловые образования личности [2]. Мотивированность действий проявляется, в первую очередь, через целенаправленность и осознанность. Поведение каждого человека будет отличаться в зависимости от его конкретных условий жизни, за счет которых и будут определяться действия, связанные с удовлетворением собственных потребностей побуждения к деятельности – мотивы [4].
Необходимость индивидуального стимулирования студентов, а также группового стимулирования групп учащихся, в последнее время становится все более актуальным вопросом поскольку у различных студентов – разные потребности и интересы. Качественная организация условий учебы способствует повышению мотивации учащихся вузов. Главной особенностью групповой деятельности является наблюдение за влиянием группы на личностную мотивацию каждого из учащихся и наоборот
При диагностике положительной групповой мотивации у студентов 1-го, 2-го и 3-го курсов по методике И.Д. Ладанова было необходимо определить средний уровень показателей.
Полученные данные свидетельствуют о том, что опрошенные считают их группы недостаточно мотивированными на получение положительных результатов (табл. 1).
Анализ результатов показал, что показатели групповой мотивации у студентов 2-го курса существенно выше данных 1-го и 3-го курса.
Так как мы не можем с полной уверенностью утверждать, что студенты–психологи 2-ого курса в меньшинстве своем считают, что у их группы недостаточная мотивация, и при этом имеют более сознательное отношение к деятельности их группы, которое формируется через осмысление их учебной деятельности и ее общественной значимости в последствии, то для этого мы проверили статистическую значимость уровней групповой мотивации различных курсов с помощью критерия Фишера.
Статистические гипотезы:
1. Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 не больше, чем в выборке 2.
2. Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 больше, чем в выборке 2.
Таблица 1
Показатели положительной групповой мотивации студенчества
№ испытуемого |
1 курс |
2 курс |
3 курс |
1 |
81 |
97 |
99 |
2 |
92 |
88 |
90 |
3 |
89 |
109 |
110 |
4 |
89 |
103 |
86 |
5 |
80 |
101 |
115 |
6 |
101 |
135 |
134 |
7 |
87 |
135 |
96 |
8 |
85 |
135 |
74 |
9 |
98 |
138 |
101 |
10 |
95 |
106 |
104 |
11 |
100 |
114 |
95 |
12 |
62 |
116 |
100 |
13 |
106 |
121 |
132 |
14 |
81 |
77 |
93 |
15 |
100 |
122 |
96 |
Средний балл |
90 баллов |
113 баллов |
100 баллов |
Таблица 2
Показатели 1 и 2 курса для расчета с помощью критерия Фишера
Выборка |
«Есть эффект» |
«Нет эффекта» |
1 курс |
7 (46.7 %) |
8 (53.7 %) |
2 курс |
11 (73.3 %) |
4 (26.7 %) |
φ*эмп = 1.509.
Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости.
H1 отвергается.
Таблица 3
Показатели 2 и 3 курса для расчета с помощью критерия Фишера
Выборка |
«Есть эффект» |
«Нет эффекта» |
2 курс |
11 (73.3 %) |
4 (26.7 %) |
3 курс |
13 (86.7 %) |
2 (13.3) |
φ*эмп = 1,509.
Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости.
H0 отвергается.
Таблица 4
Показатели 1 и 3 курса для расчета с помощью критерия Фишера
Выборка |
«Есть эффект» |
«Нет эффекта» |
1 курс |
7 (46.7 %) |
8 (53.7 %) |
3 курс |
13 (86.7 %) |
2 (13.3) |
φ*эмп = 2.437.
Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости.
H0 отвергается.
Проверка подтвердила предположение о том, что психологи 2-ого курса в меньшинстве своем считают свою группу недостаточно мотивированной, следовательно, гипотеза: уровень групповой мотивации повышается в ходе обучения студентов, доказана частично, так как результат 3-ого курса противоречит гипотезе.
Показатели недостаточной групповой мотивации студентов-психологов 1-ого курса статистически достоверно превышают показатели второкурсников. Это говорит с одной стороны о том, что формирование положительной группой мотивации напрямую зависит от внутренних отношений между членами группы, влияние на которые оказывает временной фактор, а с другой стороны о том, что одного времени недостаточно и необходимо учитывать социально-психологический климат группы, так как, например, в случае с опрошенными третьекурсниками оказалось, что группа недостаточно скооперирована, за счет чего в данный период времени уровень групповой мотивации снижен.
Дальнейшей задачей являлось определение корреляции между показателем групповой мотивации с особенностями мотивационной среды для студентов–психологов 2 курса (табл. 5).
Таблица 5
Результаты корреляционного анализа
Методики диагностики |
Методика диагностики уровня личностной готовности к риску (Шуберт) |
Опросник для изучения мотивации достижения успеха (Т. Элерс) |
Методика диагностики мотивации успеха и боязни неудачи (Т. Элерс) |
Формирование положительной групповой мотивации (И.Д. Ладанов) |
-0,2 – очень слабая отрицательная корреляция |
0,6 – средняя положительная корреляция |
0,3 – слабая положительная корреляция |
Исходя из полученных сведений, мы выдвинули предположение о том, что корреляционная связь между групповой мотивацией и мотивацией достижения успеха выступает в роли критерия развития такого явления как преобладание стремления к успеху, определяющееся тремя переменными: мотивом стремления к успеху, понимаемый как способность переживать гордость и удовольствие при достижении успеха; субъективной вероятностью успеха; побудительной ценностью успеха, т.е. относительной ценностью успеха в этой специфической деятельности [3]. Так же было выявлено, что между групповой мотивацией и личностной готовностью к риску, а также с мотивацией успеха и боязнью неудач, очень слабая отрицательно направленная и слабая положительно направленная корреляция соответственно.
Говоря о мотивации и деятельности человека в целом, можно выделить два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Поведение людей, мотивированных на достижение успеха и на избегание неудачи, различается следующим образом. Люди, мотивированные на успех, ставят перед собой в деятельности положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Исходя из этого, было предположено то, что студенты, мотивированные на успех, проявляют стремление во что бы то ни стало добиваться только положительных результатов при достижении поставленных целей, задач, активно включаются в процесс достижения, выбирают средства для успешного выполнения задач. Для них характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели. Но при этом совершенно иначе ведут себя учащиеся, мотивированные на избегание неудачи. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Они изначально мотивированны на неудачу, и поэтому проявляет неуверенность в себе, не верят в возможность достижения успеха. С работой, которая чревата возможностью неудачи, у них обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, он не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится ею [5].
Так как групповая мотивация подразумевает собой постановку общих целей, к достижениям которых группы студентов должны идти вместе, проходя через все препятствия и пытаясь улучшить результат, следует учитывать некоторые существующие факторы, оказывающие влияние на групповую мотивацию: цель в достижении, проблемы при достижении цели, дух товарищества, ответственность за выполнение совместной работы, профессиональный рост (как группы, так и каждого отдельно взятого студента), хороший лидер.
При повышении уровня групповой мотивации немаловажное значение для достижения успеха и оценки полученных результатов деятельности будет иметь представление человека о присущих ему способностях, необходимых для решаемой задачи. Индивиды, считающие что соответствующие способности у них слабо развиты, в случае неудачи в деятельности переживают больше, чем те, кто имеет высокое мнение о наличии у них таких способностей.
В целом отмечается нехватка мотивации у студенчества, что требует определенных коррекционных воздействий для формирования навыков эффективного поведения будущего специалиста. Возможно, влияние группы и повышение групповой мотивации позволит облегчить решение данной задачи.
Библиографическая ссылка
Лашкевич Е.К., Бубновская О.В. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ГРУППОВОЙ МОТИВАЦИИ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ОСОБЕННОСТЯМИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ–ПСИХОЛОГОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13286 (дата обращения: 21.11.2024).