Следует отметить, что в мировой и отечественной психологии пока не удается прийти к достаточно непротиворечивым и целостным представлениям о структуре и функциях мотивационной сферы человеческой психики.
Основополагающие теории мотивации объясняют поведение, исходя из биологических концепций, принципов научения и когнитивных принципов. Мотивация рассматривается как «сложное когнитивно-аффективно-поведенческое» [2, С.92], «личностно-средовое образование, характеризующееся взаимодействием устойчивых личностных и ситуационных факторов» [1, С.6], проявляющееся в актуальной и потенциальной мотивации. В зоне актуальной мотивации оказываются те потребности, которые имеют оптимальное соотношение динамической и содержательной составляющей, показателем которой является осознание потребности как доступной и необходимой.
Ряд мотивационных механизмов раскрывается в работах Е.С. Улитовой, Э. Марос, А.Н. Рябинкиной. Рассматривается взаимодействие мотивации с другими явлениями психики (К. Изард, Ньюттен и др.). Так, выделяя специфический мотив гармонизации личности, И.И. Чеснокова показывает механизм взаимодействия реализуемого мотива и его субъективного отражения в сознании человека. Отмечается полидетерминированность поведения личности (А. Маслоу, 1943; Л.И. Божович, 1972; Л.С. Филиппов, 1968; Ш.Н. Чхартишвили, 1974; В.С. Магун, 1983; И.В. Имедадзе, 1984 и др.).
Под мотивационно-личностной сферой понимается совокупность устойчивых мотивационно-смысловых образований, ориентирующих деятельность личности [2, 5].
Современные исследования по проблемам мотивации имеют тенденцию проникать все глубже в сущность мотивационных процессов (В.Г. Асеев, 1988, Б.А. Сосновский, Ю.М.Забродин, 1989, В.А. Иваников, 1991, В.Г. Леонтьев, 1989, С.К. Нартова-Бочавер, 1992, В.А. Петровский, 1992, Б.А. Сосновский, 1992, А.А. Файзулаев, 1985, А.Н. Чиликин, 1993, О.В. Бубновская, 2005 и др.).
Известно, что для каждого человека существует свой набор ценностей. Часто человеку не доступно, то, что он хочет иметь, то, что представляет для него ценность. Но бывает и наоборот, когда наличие чего-то в жизни человека не ценно и находится в избытке. То и другое состояние характеризуется как рассогласование личности. Так же можно встретить отсутствие устойчивого или не ярко-выраженного рассогласования, когда у человека есть все то, что имеют для него ценность.
Цель исследования заключалась в выявлении частоты состояний рассогласования и сравнении особенностей мотивационно-личностной сферы китайской и русской молодежи.
Актуальность исследования заключается в том, чтобы наглядно увидеть картину рассогласования и отличия между русскими и китайскими студентами. Знание другой культуры, ее ценностей, поможет взаимодействию разных этнических групп.
Для данного исследования были выбраны студенты университета, разделенные по этническому признаку. Это студенты 2-3 курсов, направления подготовки «Экономика», в возрасте 20-21 год. После проверки протоколов в анализ были включены результаты 109 человек. Из них 53 % – китайские студенты и 47 % – русские студенты, 68 % – девушки, 32 % – юноши.
В исследовании использовалась методика Е. Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (УСЦД). Испытуемому предлагалось два бланка для заполнения (матрицы), в первом – он попарно сравнивал 12 жизненных сфер и выбирал наиболее ценную для себя, во второй – наиболее доступную. После обработки результатов, выявляется индекс рассогласования (R), наличие внутренних конфликтов, внутренних вакуумов и нейтральных зон. Так же, по результатам групп, определяется по каким сферам было замечено наибольшее рассогласование.
На рис. 1 представлены результаты по показателю расхождения «желаемого» и «реального» (R). Возможны три градации этого показателя. В норме у мужчин индекс находится в промежутке от 33 до 50 единиц, у женщин: от 37 до 50. Если индекс равен меньше нормы, то можно говорить о низком уровне дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере, если индекс больше нормы, то это говорит о высоком уровне дезинтеграции. Дезинтеграция, в свою очередь, свидетельствует о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности, блокады основных потребностей с одной стороны, а также, об уровне самореализации, внутренней идентичности, интегрированности, гармонии с другой стороны [3].
Большее число китайских студентов имеют низкий показатель, что говорит о малом рассогласовании в мотивационно-личностной сфере. Это говорит о том, что «Ценное» – одно и то же для студентов, что и «Доступное», и наоборот. В то время как у русских студентов большее количество находится в норме. Это значит, что внутренних конфликтов или вакуумов больше, либо они ярче выражены, чем у представителей другой группы. Но в умеренном количестве, что может означать стремление к достижению целей в будущем.
На рис. 2 представлена степень выраженности личностных состояний: внутренний конфликт (ценно, но не доступно), внутренний вакуум (доступно, но не ценно) и нейтральная зона (доступно и ценно).
Рис. 1. Уровень расхождения «Ценного» и «Доступного» у китайской и русской молодежи
Рис. 2. Соотношение зон внутренних состояний у китайских и русских студентов
Как говорилось ранее, у русских студентов выше коэффициент внутреннего конфликта и внутреннего вакуума, следовательно, нейтральная зона преобладает у китайской группы.
На рис. 3 и 4 мы подробнее рассмотрим, по каким сферам существуют внутренние конфликты, вакуумы, нейтральные зоны у студентов различных этнических групп.
Наибольшее количество внутренних конфликтов встретилось в таких сферах: интересная работа, свобода и творчество. Внутренние вакуумы: активная, деятельная жизнь, любовь, красота природы и искусства. Нейтральные зоны: Счастливая семейная жизнь, здоровье, красота природы и искусства и друзья.
Рис. 3. Картина рассогласования мотивационно-личностной сферы у китайской группы
Рис. 4. Картина рассогласования мотивационно-личностной сферы у русской группы
Наибольшее количество внутренних конфликтов встретилось в таких сферах: Счастливая семейная жизнь, Здоровье, Обеспеченная жизнь. Внутренние вакуумы: Творчество, Активная, деятельная жизнь, Красота природы и искусства. Нейтральные зоны: Любовь, Друзья, Уверенность в себе.
Чтобы наглядно продемонстрировать содержательную картину рассогласования мотивационно-личностной сферы русской и китайской молодежи, проанализируем количество внутренних конфликтов и вакуумов, а также жизненные сферы, которые вызывают большее напряжение юношества.
Анализ результатов наглядно показывает, что зоны внутреннего конфликта и внутреннего вакуума преобладают у студентов русской группы, что свидетельствует о большей степени рассогласования их мотивационно-личностной сферы. Это объясняет высокий показатель нейтральной зоны, более выраженную гармонизацию мотивационно-личностной сферы у китайских студентов, как было показано выше. Содержательный аспект анализа картины рассогласования представлен в табл. 2.
Картина рассогласования показала различия в мотивационно-личностной сфере у студентов разных этнических групп. Внутренние конфликты у китайских студентов обусловлены тем, что из-за языкового барьера и учебы, у них нет времени на творчество, т.е. свободы и возможности устроиться на интересную работу без получения высшего образования. У русской группы в связи со студенчеством внутренним конфликтом выступает обеспеченная, счастливая семейная жизнь. А здоровье, скорее всего, из-за того, что большинство русских студентов совмещают учебу с работой, из-за чего чувствуют постоянную усталость.
Внутренним вакуумом у обеих групп выступила активная, деятельная жизнь. Это можно так же связать с периодом студенчества. У китайской группы внутренним вакуумом так же выступили любовь и познание. А у русской группы творчество, красота природы и искусства.
Важно отметить, что для обеих групп ценно здоровье и счастливая семейная жизнь, но для китайских студентов это доступно, а для русских студентов – нет. Это можно объяснить разным пониманием «счастливой семейной жизни». Для китайских студентов «счастливая семейная жизнь» – это не только близость с любимым человеком, но и поддержание теплых отношений со своими родителями и родственниками. В то время как для русских студентов это чаще означает построение своей собственной семьи, обретение гармонии со своим партнером.
Статистический анализ полученных данных представлен методами описательной статистики и сравнительным анализом, результаты которого представлены в табл. 3 и 4.
По результатам сравнительного анализа состояний видно, что внутренний конфликт и внутренний вакуум не достигли критических значений достоверности различий групп китайских и русских студентов (зона незначимости). Различия оказались статистически значимыми для нейтральной зоны мотивационно-личностной сферы юношества с преобладанием значений у группы китайских студентов, при р<0,05 (зона неопределенности).
Таблица 1
Числовое соотношение внутренних конфликтов и вакуумов личности у китайских и русских студентов
Группы |
Внутренний конфликт |
Внутренний вакуум |
Китайская группа |
82 |
71 |
Русская группа |
107 |
104 |
Таблица 2
Сравнение иерархий жизненно важных сфер
Критерии сравнения |
Китайские студенты |
Русские студенты |
Наиболее ценные жизненные сферы, но труднодоступные |
1) Интересная работа 2) Свобода 3) Творчество |
1) Счастливая семейная жизнь 2) Здоровье 3) Обеспеченная жизнь |
Наименее ценные жизненные сферы, но легкодоступные |
1) Активная, деятельная жизнь 2) Любовь 3) Познание |
1) Творчество 2) Активная, деятельная жизнь 3) Красота природы и искусства |
Ценно и доступно |
1)Счастливая семейная жизнь 2)Здоровье 3) Красота природы и искусства и друзья |
1) Любовь 2) Друзья 3) Уверенность в себе |
Таблица 3
Результаты сравнительного анализа состояний мотивационно-личностной сферы по Фишеру
Показатели |
Значение φ* |
Уровень значимости |
Внутренний конфликт |
1,379 |
Зона незначимости |
Внутренний вакуум |
1,414 |
Зона незначимости |
Нейтральная зона |
2,008 |
P<0,05, Зона неопределенности |
Таблица 4
Результаты сравнительного анализа уровня состояний мотивационно-личностной сферы по Фишеру
Показатели |
Значение φ* |
Уровень значимости |
Низкий уровень |
5,084 |
P<0,01, Зона значимости |
Норма |
4,306 |
P<0,01, Зона значимости |
Высокий |
2,05 |
P<0,05, Зона неопределенности |
Статистически значимые различия выявлены для доли лиц с высоким, средним и низким уровнями рассогласования мотивационно-личностной сферы в выборках китайских и русских студентов. Так, у китайской молодежи отмечается более низкий уровень рассогласования мотивационно-личностной сферы, чем у русских при р<0,01, у которых в свою очередь преобладает средний уровень гармонизации, входящий в «норму» при р<0,01. Это же можно отметить и относительно высокого уровня рассогласования мотивации студенчества (при р<0,05).
По показателям «Ценности» и «Доступности» различных жизненных сфер значения разошлись. У китайской группы лиц с низким уровнем дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере больше, у русской группы больше студентов с уровнем нормы, а также с высоким уровнем рассогласования мотивационно-личностной сферы.
Главная гипотеза о том, что картина рассогласования мотивационно-личностной сферы будет представлена значимыми различиями между этническими группами, подтвердилась. Наличие внутренних состояний рассогласования преобладает у русской молодежи по сравнению с китайской. Этот показатель объясняет большое количество русских студентов, имеющих средний и высокий уровни дезинтеграции в жизненно важных сферах, то есть превышение «Ценности» над «Доступностью» и «Доступности» над «Ценностью».
Более низкая степень выраженности внутренних рассогласований у китайской молодежи объясняется меньшей представленностью расхождения «Ценности» и «Доступности» жизненно важных сфер. Возможно, они менее требовательны и более адаптивны к изменяющимся условиям жизни, чем русские студенты, что помогает им более гибко реагировать на перемены.
Выявленные характеристики мотивационно-личностной сферы позволяют улучшить межкультурную коммуникацию молодежи. Результаты научного исследования, представляющие особенности личности в рамках мотивации китайских и русских студентов, полученные иерархии жизненно важных сфер следует учитывать при составлении учебных программ для студенчества.
Библиографическая ссылка
Кан Э.Ю., Бубновская О.В. ОСОБЕННОСТИ КАРТИНЫ РАССОГЛАСОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ КИТАЙСКОЙ И РУССКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ВГУЭС) // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13285 (дата обращения: 23.11.2024).