Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Винникова О.В. 1 Бубновская О.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
1. Коломинский А.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М.: Просвещение, 1988. – 200 с.
2. И. Гуткина. Рабочая книга школьного психолога / Научн. ред. И. В. Дубровака. – М., 1991,- С. 89).
3. Венгер Л.А. Психологическая готовность к обучению в школе // Подготовка детей к школе в детском саду. – М.: Просвещение, 2007. – С. 10–18.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой [1, 7].

Разработка проблемы анализа факторов, влияющих на успешность обучения, занимает важное место. Исследование успешности обучения, как средства и способа психического развития личности ребенка, является темой актуальной на протяжении нескольких десятилетий.

Проблема успешности обучения и психологической готовности к школе исследовалась специалистами по отечественной и зарубежной педагогике и психологии А.К. Марковой, А.С. Белкиным, И.А. Ларионовой, Л.С. Выготским, Л.И. Божович, Д.Б. Элькониным, Н.Г. Салминой, Е.Е. Кравцовой, А. Анастази, Я. Йирасеком, С. Штрембелом и др. Исследователи анализировали условия, факторы и детерминанты успешного обучения и причины неуспешности обучения. Много внимания уделялось проблеме готовности ребенка к обучению и ее составляющим – мотивационной и психологической готовности ребенка к школе. Изучались закономерности развития познавательных процессов в школьном возрасте и выявлялось их влияние на успешность обучения.

Исследователями было показано, что проблема обучения, как способа организации и стимуляции познавательного развития ребенка, неотъемлемо связана с такими ключевыми категориями, как «интеллект» и « обучаемость», а для младших школьников она тесно связана с понятием «готовность к обучению в школе». Но всё же данная проблема остается недостаточно изученной. В связи с этим существует возможность решить в данной работе определенные практические задачи, связанные с выявлением факторов, влияющих на успешность обучения, а именно – взаимосвязи между психологической готовностью к школе и успешностью обучения.

Все это обусловило актуальность темы работы.

Объект – успешность обучения в младшем школьном возрасте.

Предмет – уровень психологической готовности к школе прямо коррелирует с уровнем успешности обучения.

Гипотеза – ученики с высоким уровнем психологической готовности к школе будут иметь высокий уровень успешности обучения.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие психологической готовности и успешности обучения в психологической теории.

2. Определить с помощью психодиагностических методик уровень психологической готовности к школе и уровень успешности обучения младших школьников.

3. Провести корреляционный анализ уровня успешности обучения и уровня психологической готовности к школе.

4. Разработать рекомендации для педагога.

Методики исследования:

Тест Керна-Йирасека «Готовность к обучению в школе». Все три задания графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Данный детский тест позволяет в общих чертах определить интеллектуальное развитие ребенка (первое задание). Второе и третье задания выявляют его умение подражать образцу, нужное в школьном обучении. Они также позволяют определить, может ли ребенок сосредоточенно, не отвлекаясь, работать какое-то время над не очень интересным для него заданием [2].

Метод экспертных оценок по образцу «Градусник Ю. Я. Киселева», который представляет собой шкалу, состоящую из 10 делений, на которой эксперт должен сделать отметку уровня успешности ученика на начало учебного года и на конец первого полугодия. В качестве эксперта выступал классный руководитель первоклассников.

В психодиагностическом исследовании участвовали учащиеся 1-го класса МБОУ №16 г. Владивосток, в количестве 20 человек (девочки – 11, мальчики – 9). Возраст – 6-7 лет.

Результаты исследования психологической готовности к школе младших школьников по методике Керна-Йирасека представлены в табл. 1, графические данные – рис. 1.

По данным диаграммы видно, что процент учащихся 1 класса, имеющих уровень психологической готовности к школе выше среднего составляет 80 % (16 чел.) от общего количества учащихся класса. 20 % (4 чел.) учеников класса имеют средний уровень психологической готовности к школе.

Ученики с высоким уровнем психологической готовности к школе характеризуются тем, что уже овладели (или находятся в процессе овладения) умениями, знаниями, мотивацией и другими необходимыми для освоения школьной программы поведенческими характеристиками.

Ученики со средним уровнем психологической готовности к школе овладели не всеми или находятся в процессе овладения умениями, знаниями, мотивацией необходимыми для освоения школьной программы [2].

Первоклассники с низким уровнем психологической готовности могут испытывать трудности в адаптации, при усвоении знаний.

Результаты экспертной оценки успешности обучения по образцу «Градусник Ю. Я. Киселёва» на начало обучения представлены в табл. 2, графическое представление данных – рис. 2; на конец полугодия – табл. 3, рис. 3.

Таблица 1

Уровень психологической готовности к школе младших школьников (методика Керна-Йирасека)

Уровень психологической готовности

Количество учеников, обладающих данным уровнем

Количество учеников, обладающих данным уровнем, %

Выше среднего

16

80 %

Средний

4

20 %

Ниже среднего

0

0 %

Итог

20

100 %

kaf1.tiff

Рис. 1. Уровень психологической готовности к школе младших школьников (методика Керна-Йирасека)

Таблица 2

Уровень успешности обучения первоклассников на начало обучения

Уровень успешности

Количество учеников, обладающих данным уровнем

Количество учеников, обладающих данным уровнем, %

Высокий

5

25 %

Средней

13

65 %

Низкий

2

10 %

Итог

20

100 %

kaf2.tiff

Рис. 2. Уровень успешности обучения первоклассников на начало обучения

Исходя из оценок эксперта, можно сказать, что на первое сентября 25 % (5 чел.) учеников первого класса имели высокий уровень успешности обучения и 65 % (13чел) – средний уровень, т.е. у них имелся определенный запас знаний, навыков, который позволил им успешно обучаться. 10 % (2 чел.) имели низкий уровень успешности, т.е испытывали сложности в обучении и усвоении знаний.

Исходя из оценок эксперта, на 18 декабря 30 % (6 чел.) учеников 1-го класса имеют высокий уровень успешности, 70 % (14 чел.) – средний. Низкого уровня успешности обучения среди учеников класса не выявлено.

В ходе корреляционного анализа данных выявлены следующие результаты:

Коэффициент корреляции (r) между уровнем психологической готовности к школе и уровнем успешности обучения на начало учебного года равен 0,12;

Коэффициент корреляции между уровнем психологической готовности к школе и уровнем успешности обучения на конец полугодия равен 0,14;

Коэффициент корреляции между уровнем успешности на начало учебного года и конец полугодия равен 0,95.

Корреляция между уровнями психологической готовности и успешности обучения не имеет статистической значимости, что может быть обусловлено недостаточным объемом выборки.

Следует отметить, что взаимосвязь становится теснее к концу полугодия, что объясняется повышением роли готовности к школе для успешности обучения.

Проанализируем данные по соотношению уровней психологической готовности к школе и успешности обучения.

Ученики с более высоким уровнем психологической готовности к школе имеют более высокий уровень успешности обучения и со временем сохраняют её уровень.

Первоклассники со средним уровнем готовности к школе могут иметь средний уровень успешности, который либо увеличивается в пределах уровня показателя либо переходит на более высокий уровень. В классе есть и те ученики, которые имеют средний уровень психологической готовности и высокий успешности обучения. Возможно, на их успешность, помимо готовности к школе, оказывают влияние другие факторы. Например, семейное воспитание.

Также в классе обучаются первоклассники, у которых высокий уровень психологической готовности к школе сочетается с низким уровнем успешности обучения. На них так же, возможно, оказывают влияние другие факторы, например семья.

Итак, хотя корреляционный анализ не выявил четкой взаимосвязи между уровнями психологической готовности к школе и уровнем успешности обучения, некоторые закономерности всё же прослеживаются. И в перспективе, чтобы получить более точные данные, стоит увеличить выборку и изучить другие факторы, влияющие на успешность обучения.

Своевременное выявление уровня психологической готовности к школе является очень важным. Е. А. Панько и Я. П. Коломинский указывали, что «успехи в учении часто определены готовностью к обучению в школе» [1,с.6]. Л. А. Венгером готовность ребенка к школьному обучению рассматривалась как «условие успешности учения» [4].

Таблица 3

Уровень успешности обучения первоклассников на конец полугодия

Уровень успешности

Количество учеников, обладающих данным уровнем

Количество учеников, обладающих данным уровнем, %

Высокий

6

30 %

Средний

14

70 %

Низкий

0

0 %

Итог

20

100 %

kaf3.tiff

Рис. 3. Уровень успешности обучения первоклассников на конец полугодия

Таблица 4

Соотношение уровней психологической готовности к школе и успешности обучения

Код

Уровень психологической готовности к школе

Уровень успешности на начало года

Уровень успешности на конец полугодия

Примечание

1

Высокий

Высокий

Высокий

Успешность сохранилась

2

Средний

Средний

Высокий

Успешность выросла

3

Высокий

Средний

Высокий

Успешность выросла

4

Высокий

Ниже среднего

Средний

Успешность выросла

5

Высокий

Средний

Средний

Успешность сохранилась

6

Высокий

Средний

Средний

Успешность сохранилась

7

Высокий

Высокий

Высокий

Успешность сохранилась

8

Высокий

Высокий

Высокий

Успешность сохранилась

9

Высокий

Средний

Средний

Успешность сохранилась

10

Высокий

Средний

Средний

Успешность сохранилась

11

Высокий

Высокий

Высокий

Успешность сохранилась

12

Высокий

Ниже среднего

Средний

Успешность выросла

13

Средний

Средний

Средний

Успешность сохранилась

14

Высокий

Средний

Средний

Успешность сохранилась

15

Средний

Высокий

Высокий

Успешность сохранилась

16

Высокий

Средний

Средний

Успешность сохранилась

17

Высокий

Средний

Средний

Успешность сохранилась

18

Средний

Средний

Средний

Успешность сохранилась

19

Высокий

Средний

Средний

Успешность сохранилась

20

Высокий

Средний

Средний

Успешность сохранилась

Педагогу следует проводить исследования по уровню психологической готовности младших школьников к школе, такие тесты удобны для первоначального знакомства с детьми, дают общую картину развития (интеллектуального эмоционально-волевого) и может применяться в группе. А затем позволяют вести работу по максимальной индивидуализации плана работы с учениками, что приведет к более эффективному процессу усвоения знаний и обучения.


Библиографическая ссылка

Винникова О.В., Бубновская О.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13282 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674