Социально-психологическая готовность студентов к обучению в вузе была востребована участниками образования со времен появления первых высших учебных заведений. Владение общеучебными умениями и навыками, самостоятельное управление студентами образовательной деятельностью обеспечивали первокурсникам возможность реализовать потребность в осуществлении высшего профессионального образования, успешной социально-психологической адаптации к условиям вузовского обучения.
В настоящее время огромное внимание уделяется современному поколению молодых людей, ведутся дискуссии об их отличиях поколений предыдущих десятилетий. Например, взор многих современных психологов обращен на теорию поколений, которая была создана в 1991 году американскими учеными Н. Хоувом и В. Штраусом (адаптация Е. Шамис, А. Антипова). В общих словах она показывает, что промежуток времени, в который родился тот или иной человек, влияет на его мировоззрение. Человеческие ценности формируются под влиянием различных событий и воспитания в семье.
Психотерапевтом, кандидатом медицинских наук, доцентом УГАТУ М.Е. Сандомирским выделены несколько характерных черт современных молодых людей [1].
Первая – «клиповое мышление» – мышление таких людей ориентировано на то, чтобы перерабатывать информацию короткими порциями (этот термин еще не совсем устоялся в психологической среде, но можно сослаться на работы социальных философов, в частности А. Ашкерова). Информация должна даваться легко, доступно и наглядно, т.к. они не могут долго оставаться сосредоточенными на чем-то одном, непоседливы и гиперактивны. Вторая черта − склонность к аутизации. Речь идет об аутизме не в виде расстройства (хотя аутистов становится все больше), а о доклинических формах аутизма, рассматриваемых как крайнее проявление тренда эволюции человечества (теория Д. Скрипникова). Третья черта – с одной стороны – стремление все меньше общаться друг с другом (по Бодрийяру) – но при этом общаться все больше.
Работники Центра социально-психологической помощи Горно-Алтайского государственного университета при помощи волонтеров проводят ежегодный мониторинг студентов-первокурсников, который выявляет вопросы психоэмоционального состояния студентов, их удовлетворенности качеством учебного процесса и др. В рамках ежегодного социально-психологического исследования студентов университета нами была разработана программа психодиагностического исследования личности студентов-первокурсников.
Цель нашего исследования – установление социально-психологических особенностей первокурсников для своевременного выявления «группы риска» с точки зрения нарушений психологической адаптации. В исследовании приняли участие 251 студент первых курсов дневного отделения шести факультетов Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск, Республика Алтай): психолого-педагогический, историко-филологический, естественно-географический, экономико-юридический, физико-математический, факультет агротехнологий и ветеринарной медицины.
Для измерения уровня тревожности студентов-первокурсников использовалась методика Тейлора адаптированная Т. А. Немчиным. Для диагностики самооценки личности использовался тест «Вербальная диагностика самооценки личности». Для определения уровня социальной изолированности личности использовалась экспресс-диагностика уровня социальной изолированности Д. Рассела и М. Фергюссона. Для выявления уровня конфликтности личности студенту-первокурснику была предложена анкета «Конфликтная ли Вы личность?». Для выяснения отношения студентов-первокурсников к вузу, учебному процессу, однокурсникам и преподавателям нами была разработана анкета.
Опираясь на полученные результаты, мы можем сказать, что большинство опрошенных студентов имеют низкий уровень тревожности – 71 %. Таких студентов не беспокоит ситуация нахождения их в вузе, они еще не столкнулись первыми неудачами. У них нет четкого представления о том, чем и как нужно заниматься в университете, первокурсники легкомысленно относятся к учебе, с оптимизмом смотрят в будущее и естественно рассчитывают на успешное завершение учебного процесса в вузе. Однако у 25 % студентов – высокий уровень тревожности как следствие неопределенного представления о деятельности в новой вузовской обстановке. Это, в основном, те студенты, которые впервые уехали из родного дома так надолго.
У большинства студентов (63 %) средний уровень самооценки. Студенты не страдают комплексом неполноценности, в большинстве случаев готовы отстаивать свое мнение, отличное от других. Однако, почти у трети первокурсников (30 %) мы наблюдаем низкий уровень самооценки. У таких студентов мы наблюдаем непереносимость критических замечаний, неуверенность в себе, в своих силах. Лишь у 7 % опрошенных студентов высокий уровень самооценки. Как правило, это те студенты, которые уверены в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.
Более чем у половины первокурсников низкий уровень конфликтности. Такие студенты тактичны и миролюбивы, не идут на прямой конфликт, уходят от споров и критических ситуаций. Конечно, им не хватает еще смелости вступать в резкие дискуссии, принципиально высказываться. У 44 % опрошенных первокурсников средний уровень конфликтности. Такие студенты конфликтуют, если нет другого выхода, когда все другие средства испробованы. Они способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношении к ним сокурсников и преподавателей. При этом они не «выходят за рамки», не используют оскорблений. Все это вызывает уважение у окружающих. У 5 % студентов выявлен высокий уровень конфликтности. Они любят критиковать других, не принимают замечания в свой адрес, не сдержанны.
У большинства студентов-первокурсников (58 %) выявлен средний уровень социальной изолированности. Низкий уровень социальной изолированности наблюдается у 40 % студентов. Эти показатели говорят нам о том, что первокурсники открыты для общения, установления контактов, совместной деятельности. Молодые люди прислушиваются к окружающим их однокурсникам, преподавателям, настроены на активное взаимодействие. Лишь у 2 % первокурсников высокий уровень социальной изолированности. Такие студенты неохотно идут на контакты и взаимодействие, на участие в массовых мероприятиях факультетов и университета. Но они могут эффективно и качественно выполнять индивидуальные поручения.
Учитывая сочетание показателей по этим четырем методикам, нами были выделены группы адаптированных и дезадаптированных первокурсников, а также тех, кто требует особого внимания. Адаптированных студентов 98 человек – 39 %. У таких студентов адаптация проходит успешно, студенты хорошо адаптируются к новым коллективам, входят в тонкости работы, привыкают решать творческие задачи. У таких студентов отмечается желание заниматься саморазвитием [2, c. 25]. Дезадаптированных студентов 153 человек – 61 % – это почти в полтора раза больше чем адаптированных. Дезадаптированный студент с высоким уровнем тревожности или с тенденцией к высокому уровню тревожности. Из общего количества дезадаптированных студентов особого внимания требуют 59 студентов. Это те студенты, которые остро нуждаются в индивидуальной работе, при высоком уровне тревожности или с тенденцией к высокому уровню тревожности, заниженной или завышенной самооценки и высоком уровне конфликтности. Эти показатели относятся к ядру личности, играют важную роль в регуляции поведения, влияют на взаимоотношения человека с окружающими, на критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.
Анализ результатов анкетирования показал, что студенты плохо представляют себе обучение в вузе, слабо понимают, с какими трудностями им придется столкнуться, настроены чересчур оптимистично, и даже через два месяца обучения по-прежнему сохраняют иллюзорные перспективы в отношении своих учебных достижений. 91 % первокурсников считают, что они сделали правильный выбор учебного заведения, 79 % положительно оценивают свою учебную деятельностью и включенность в образовательный процесс, 95-98 % довольны своими отношениями с однокурсниками и преподавателями. Значительная часть первокурсников (81 %) оптимистично считают, что их жизнь улучшится. Лишь 2 % думают об ухудшении будущей жизни. Более половины опрошенных первокурсников – 54 % – считают, что не будут испытывать проблем с трудоустройством. Подавляющее большинство студентов (92 %) почти ежедневно пользуются Интернетом. Несмотря, на это 41 % первокурсников не менее 1 раза в неделю посещают библиотеку университета, 10 % – почти ежедневно. Эти посещения в основном связаны с необходимостью изучения первокурсниками периодической печати. Более половины (64 %) первокурсников очень редко или никогда не читают книг для удовольствия.
Все изложенные факты свидетельствуют о том, что главной задачей воспитательного отдела и кураторов является формирование дружных коллективов способных активно взаимодействовать в системе межличностных отношений. Помочь дезадаптированным студентам адаптироваться к новым коллективам, вникнуть в тонкости работы. Вовлечение студентов в общественную и творческую деятельность. Создание комфортной психологической обстановки вокруг дезадаптированных студентов.
Результаты проведенного нами исследования могут быть полезны в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов и психологов, при обсуждении особенностей современного молодого человека как субъекта образовательной среды, а также практическим психологам и педагогам в работе со студентами-первокурсниками.
Библиографическая ссылка
Таскина А.В., Лизунова Г.Ю. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13263 (дата обращения: 21.11.2024).