Великий Шелковый путь – одно из наиболее значительных достижений в истории мировой цивилизации. Разветвленные сети караванных дорог пересекали Европу и Aзию от Средиземноморья до Китая и служили, в эпоху древности и средневековья, важным средством не только торговых связей, но и являлись культурно-экономическим мостом между Востоком и Западом, соединявшим народы в их стремлении к миру и сотрудничеству. Прошло время, поменялись карты государств, границы и правители, пошли другими путями товары, да и вся торговля изменилась. Однако же, не зря говорят, что история идет по спирали. Старое и когда-то ушедшее рано или поздно возвращается, пусть и в несколько изменившемся обличье.
Вот и Великий Шелковый Шелковый Путь возрождается. 15 июня 2014 года в Китае было подписано соглашение о возрождении Великого Шелкового Пути. Соглашение подписали 19 городов Китая и других государств, через которые ранее пролегала торговая дорога. Шелковый Путь официально возрождается как туристический маршрут. Параллельно с туристическим направлением Великого Шелкового Пути, а точнее – опережая его – развивается экономическое направление, точнее – «экономический пояс». Его развитие началось в прошлом году по инициативе председателя КНР Си Цзиньпина. Один из стратегических смыслов проекта – транспортно-логистический. Что очень соответствует исторической традиции. Китай планирует организовать удобный и дешевый транспортный коридор, который связывал бы Азию и Европу. Ожидается, что успех этого проекта сильно повлияет на стоимость доставки грузов из Китая и других стран азиатского региона в сторону удешевления, а также упростит и ускорит саму процедуру доставки и растаможки товаров [2].
В рамках этого проекта планируется развитие новых транспортных путей, в том числе – в совершенно неожиданных точках земного шара. Так, Россия и Китай ведут переговоры по проекту, предусматривающему совместное освоение Северного Ледовитого океана. Так уж исторически сложилось, что на Великом Шёлковом пути по Северному транспортному сухопутному маршруту из стран Азии в страны Европы, ведущее место занимают Россия и Казахстан, которые находятся в крайне выгодном геополитическом положении, находясь на большом транспортном и торговом транзите товаров из Азии в Европу [1]. Поэтому, неудивительно, что второй проект – это перевозка грузов по желейной дороге из Китая через Казахстан, Оренбург, Казань, в Москву и Санкт-Петербург. Планируется, что вдоль этого маршрута образуется зона ускоренного экономического развития, так как будут перестроены транспортные пути, и получат толчок к развитию промышленность.
Особую актуальность возрождению сухопутного межконтинентального транспортного проекта придает интенсификация сотрудничества в рамках ШОС и ЕврАзЭС. Так, в рамках Евразийского экономического сообщества уже принята концепция транспортного союза, что создает институциональные предпосылки для сотрудничества на одном из наиболее трудных участков нового ВШП при достаточных заделах в транспортной инфраструктуре в этом регионе. Одной из задач ШОС также является интенсификация торгово-экономического сотрудничества между странами-участницами. Транспортное сотрудничество здесь является одним из основных направлений. Планируемое увеличение экономических связей между государствами-членами сделает «Великий Шелковый путь XXI века» еще более востребованным не только как чисто транзитный маршрут в страны Европы, но и как более удобный вариант доставки грузов в страны ШОС. Поэтому политически и экономически необходимым условием для развития международной торговли является возрождение Великого Шёлкового пути, а для Казахстана и России – это дополнительный плюс, так как транзит грузов рассматривается именно по Северному транспортному маршруту из Азии в Европу [3].
Проект дает возможность государствам реализовать с максимальной эффективностью преимущества своего географического положения, выстроить здесь современную инфраструктуру, модернизировать с учетом потребностей мировой экономики имеющийся промышленный потенциал, создать новые рабочие места и повысить уровень жизни населения.
Библиографическая ссылка
Цибульская Т.С., Никонова Я.И. РОССИЯ И КИТАЙ В ПРОЕКТЕ «ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ»: СОТРУДНИЧЕСТВО ИЛИ КОНКУРЕНЦИЯ?! // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13200 (дата обращения: 03.12.2024).