Система государственных закупок (ГЗ) представляет собой крупный рынок сбыта товаров и услуг отечественного и зарубежного производства. Их объем составляет значительную часть ВВП во всех странах с рыночной экономикой [1]. Согласно данным исследования НАУЭТ, на 19.11.2014 г. на российском рынке государственных и корпоративных закупок работало более 295 тыс. организаций, 79% из которых – государственные и муниципальные заказчики, осуществляющие закупки по 44-ФЗ, и 21% – заказчики, работающие по 223-ФЗ. Объем размещения заказа за анализируемый период (01.07.2013 г. – 30.06.2014 г.) составил порядка 6,64 трлн руб., что на 10% больше прошлогоднего значения. Количество конкурентных закупочных процедур за период составило 2 534 702 [2].
Мировая практика накопила почти 200-летний опыт по организации и проведению закупок для государственных нужд, объектами которых являются военное оборудование и имущество; товары и услуги, необходимые для работы систем, финансируемых из государственного бюджета; формирование запасов; выбор подрядчиков для жилищного и дорожного строительства. В странах западной Европы и Америки государство не рассматривается как отдельный экономический субъект, имеющий собственные нужды, отличные от потребностей общества. В результате сформировался термин «общественные закупки». По-своему уникальной является система размещения и исполнения публичных контрактов в Германии, строго регламентирующая квалификационные требования к участникам публичных конкурсов и позволяющая оценить их деловую репутацию и опыт. Во Франции весьма удачно организована система контроля за законностью в области государственных закупок, включающая в себя административное, финансовое и судебное звенья. В Швейцарии закупки регламентирует кантональное, межкантональное и местное законодательство, предусматривающее равный, недискриминационный доступ на рынок поставщиков как из Швейцарии, так из других стран. Отличительной особенностью системы государственных закупок Великобритании являются специальные функции и полномочия Казначейства. Помимо делегирования права распоряжения бюджетными средствами отраслевым министерствам, Казначейство осуществляет нормативно-правовое регулирование процедур государственных закупок. Законодательство США о государственных закупках состоит из нескольких законодательных и подзаконных актов, объединенных в Правила закупок для федеральных нужд. Подготовка, размещение, оплата и контроль за выполнением государственных заказов в США осуществляется через Федеральную контрактную систему.
В России впервые защита отечественного производителя в рамках российской системы государственных закупок была предусмотрена Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Результатом работ по комплексному реформированию системы государственных и муниципальных закупок в РФ стало принятие Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), который вступил в силу с 1 января 2014 г.
В конце 2014 года в Закон о контрактной системе были внесены поправки тремя федеральными законами. Президентом РФ подписаны Федеральные законы от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 31.12.2014 N 498-ФЗ, от 31.12.2014 N 519-ФЗ. Положения указанных законов, касающиеся изменения 44-ФЗ, в большей части вступили в силу с 1 января 2015 г.
Самым объемным по количеству поправок является Федеральный закон от 31.12.2014 N 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В частности, им были установлены сроки начала применения законодательства о контрактной системе заказчиками Республики Крым и города федерального значения Севастополь. Кроме того, введена обязанность заказчика в 2015 году осуществлять отсрочку уплаты и (или) списание неустоек (штрафов, пеней) в случаях и в порядке, предусмотренном Правительства РФ (постановление не принято). Отменено согласование заключения контрактов с единственным поставщиком по итогам несостоявшегося электронного аукциона и уточнено, что приложение экспертного заключения к отчету об исполнении контракта является обязательным только при проведении внешней экспертизы, внесены иные поправки.
ГЗ выполняют динамическую и стратегическую функции, направленные на стимулирование экономического роста страны.
Библиографическая ссылка
Мицкевич В.О., Никонова Я.И. МЕЖДУНАРОДНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ НОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13189 (дата обращения: 03.12.2024).