В современном мире происходит глобализация экономической деятельности, обостряется конкуренция. В этих условиях осуществляются международные тендеры, являющиеся для компаний средством предложения своей продукции, работ и услуг на международный рынок, где компании одних стран вступают в серьезную конкурентную борьбу с компаниями из других стран. Но для того, чтобы была сформирована система, представляющая собой эффективную конкурентную среду, в которой были бы полностью реализованы принципы конкурентности и на должном уровне созданы условия, позволяющие выбрать лучшие фирмы-поставщики, необходимо проведение целого ряда организационных процедур.
На сегодняшний день существует тенденция ориентации Российского госзаказа на внутренний рынок, а именно импортозамещение и экспортоориентированность. На данный момент идет реструктуризация государственных заказов, то есть заказчик вынужден разрывать связи со многими иностранными партнерами и искать альтернативу внутри страны. Таким образом, к уже существующим проблемам, таким как: наличие коррупционной составляющей при проведении тендера и выборе поставщиков; сложностям в электронной системе тендеров, добавилась новая проблема, точнее направление развития – выход на «новых игроков».
Заключение контрактов по способам определения поставщика в 2013 году
Размещение государственного заказа должно четко соответствовать принципам прокьюремента, а именно: открытость, отчетность, конкурентность, равенство и справедливость, эффективность и обоснованность [1]. К сожалению, даже при наличии двух, параллельно работающих законов, регулирующих проведение государственных закупок – относительно новый 223-ФЗ и более старый 940-ФЗ, система еще далека от совершенства.Современная система государственных закупок способствует росту только крупного бизнеса, а малый и средний бизнес от этого страдает. Даже наличие электронной системы торгов, которая предполагает среду свободной конкуренции, приносит многим компаниям лишь новые неудобства. Электронная система торгов дает общий доступ к большому массиву информации о складывающихся на товарных рынках ценах на товары, работы и услуги, а так же о размещении заказчиками запросов. Но при этом малая или средняя компания может потеряться в потоке этой информации и упустить подходящий тендер. Таким образом, электронная система требует усовершенствования, создания специальных критериев отбора и фильтров, чтобы компаниям легче было ориентироваться и не упускать имеющиеся возможности.
Другая проблема состоит в том, что многие крупные компании в обход конкуренции заключают прямые контракты. Более 70% контрактов (в количественном и стоимостном выражении) размещается вне конкурентных процедур через заключение контракта с единственным поставщиком (рисунок).
По оценке экспертов Счетной палаты в некоторых контрактах на 1 млрд руб. стоимости «финансовый навес» доходил до 200 млн руб. (избыточные и недостаточно обоснованные расходы) [2].
С 5 апреля 2013 года вступил в силу закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данный закон должен привести к реформированию системы государственных закупок к 2020 году. Развивая отечественную систему закупок, следует максимально использовать накопленный в стране и мире опыт, потому что вопросы государственных закупок и международных тендеров стоят на первом месте по расходованию бюджетных средств. А проблема повышения эффективности использования этих средств, связанная с реализацией механизмов закупок и тендеров, является общемировой.
Библиографическая ссылка
Бурцева М.В., Никонова Я.И. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТЕНДЕРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13177 (дата обращения: 21.11.2024).