Цель научного исследования. Цель исследования заключается в изучении и группировки внешних факторов экономической среды, оказывающих влияние на эффективность рыбной отрасли Приморского края.
Описание научной и практической значимости работы. Теоретическая значимость результатов исследования заключается в уточнении внешних факторов повышения экономической эффективности рыбной отрасли с учетом отраслевых особенностей и современных тенденций развития РБК.
Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в работе выводы, предложения и рекомендации носят научно-методический характер и могут быть использованы для повышения эффективности деятельности рыбохозяйственных предприятий в условиях развития отрасли.
Описание методологии исследования. В рамках данного исследования авторами были использованы такие методы научного исследования, как изучение и анализ нормативно – правовой базы, научных, учебных публикаций и статей, аналитический и сравнительный методы.
Ценность проведенного исследования. Доказана экономическая целесообразность применения предлагаемой классификации внешних факторов для стратегических разработок политики повышения эффективности рыбной отрасли.
Основные результаты. Результаты исследования могут использоваться в финансовой деятельности предприятий рыбопромышленного комплекса, а также в преподавательской практике в высших учебных заведениях.
Повышение эффективности рыбной отрасли – одна из важнейших экономических проблем России и приоритетная цель Приморского края, от решения которой зависит уровень развития РБК, а значит и рост уровня жизни населения края, его продовольственная безопасность и инвестиционная привлекательность [1].
Одним из способов повышения эффективности рыбной отрасли является детальное изучение и количественное измерение влияния факторов внешней среды. С начала 2014 года в связи с изменившимся законодательством членством ВТО, введения эмбарго, валютными колебаниями курсов, степень влияния факторов внешней среды приобретает синергетический характер.
Факторы внешней среды рыбной отрасли можно классифицировать на факторы прямого и косвенного воздействия. Факторы прямого воздействия оказывают непосредственное влияние на хозяйственные операции предприятия рыбной отрасли, что в последствие сказывается на эффективность деятельности РХК. К числу таких факторов можно отнести задолженность покупателей рыбной продукции (оптовая и розничная торговля, специальные потребители), предприятия-конкуренты, налоговые органы (нерегулируемые), величину и структуру привлеченных заемных средств, объем поставок сырья для производства рыбопродукции (рыбопромысловые и транспортные суда),
Факторы косвенного воздействия не оказывают прямого влияния на хозяйственные операции, но тем не менее, сказываются на них. К ним относятся:
– экономические (прогнозы изменения экономики, выраженные в показателях инфляции, уровня занятости, уровень благосостояния населения, денежного обращения, роста ВВП и т. д., а также выделение квоты на вылов рыбной продукции);
– международные (нормы международного права; национальное законодательство по регулированию внешнеэкономической деятельности);
– политические (анализ степени политической стабильности, членство ВТО, таможенная политика, налоговая политика, санкции);
– социально-культурные (демографические признаки населения, культуру питания, образ жизни, уровень образования населения, уровень потребления товаров и услуг);
– природные и экологические (естественно-климатические условия, природные ресурсы, состояние окружающей среды и методы борьбы за ее чистоту, законодательство по защите окружающей среды);
– технологические (достижения науки и техники, стратегии предприятия в области НИОКР);
– производственно-хозяйственные (возраст судов, цены на энергоносители, средний вылов рыбопродукции);
– рыночные факторы (цены на сырье, транспортировку и др.).
Наглядно классификация факторов внешней среды представлена на рисунке.
Проанализируем влияние основных факторов на деятельность РХК Приморского края. Существенное влияние оказывает внешний фактор косвенного воздействия, касающийся международного законодательства и норм ВТО.
Во-первых, отмена экспортных таможенных пошлин при вступлении в ВТО (снижение до 0 % в соответствии с проектом Перечня уступок и обязательств по товарам), согласно экспертным оценкам, приведет к увеличению экспорта рыбного сырья, необходимого для производства рыбных деликатесов, что может привести к сужению сегмента российского рынка деликатесной рыбы и рыбопродукции, место в котором может заполнить более дешевая и менее качественная по потребительским характеристикам рыба (мойва, хек и т.п.) и/или рыбная продукция на ее основе.
В результате государство лишается значительной части экспортных доходов. Кроме того, добавочная стоимость (по информации от рыбопереработчиков – до 20 % от общей стоимости) при переработке рыбы в консервированную продукцию будет оставаться на территории страны–производителя.
Во-вторых, снижение импортных пошлин на многие виды рыбного сырья с 10 % до 3–8 % (в соответствии с проектом Перечня уступок и обязательств по товарам), по мнению экспертов, приводит к сужению рынка сбыта недорогой рыбы и рыбной продукции для российских рыболовных и рыбоперерабатывающих предприятий за счет вхождения на рынок недорогой иностранной продукции. Фактически может быть сформирована система преференций для иностранных поставщиков.
В-третьих, предусмотренное правилами ВТО ограничение возможности предоставлять отечественным предприятиям рыбной промышленности налоговые льготы может вывести часть существующих сегодня промыслов за грань рентабельности.
В-четвертых, негативное влияние оказывает длительность оформления поставок через таможенную службу. Срок оформления может доходить до 2 недель. Для сравнения в Южной Корее груз оформляется за 3 часа. Что исключает порчу продукции и потери для рыбохозяйственных предприятий.
Вторым внешним фактором является изменения законодательства в области запретительных мер поставки импортной продукции. В данное время глобальной проблемой является применение санкций в сфере рыболовства.
В России введен полный запрет на поставки рыбы из стран Евросоюза, Соединенных Штатов Америки, Австралии, Канады и Королевства Норвегия.
Эксперты Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка далеки от оптимизма Минсельхоза и полагают, что даже при полном отказе от экспорта соответствующее увеличение объема реализации сырья на территории РФ не способно покрыть потребности населения. В силу неготовности рыбохозяйственного комплекса к быстрому импортозамещению ограничение ввоза рыбы способно может в краткосрочной и среднесрочной перспективе острый дефицит рыбной продукции и привести к резкому росту цен, полагают специалисты.
По оценке экспертов выявили один единственный факт, что единственным товаром-заменителем поставляемого из Норвегии охлажденного лосося и форели является аквакультурная рыба из Мурманска и Карелии. В свою очередь эта индустрия сильно зависит от импортных технологий и материалов (мальки, корма, оборудование), поэтому резкая приостановка импортно-экспортных отношений с Норвегией крайне негативно скажется на российской рыбной отрасли [2].
В таких данных условиях крайне сложно будет найти замену и недорогой морской рыбе (сельдь, скумбрия, мойва), поступающей на российский рынок из Исландии, Норвегии и Фарерских островов. Кроме того, ответные санкции со стороны норвежцев способны сильно подорвать российский рыбопромысловый бизнес, поскольку до 70 % водных биоресурсов Северо-Западной Атлантики добываются в норвежской и фарерской экономических зонах [3].
Сложившаяся в России ситуация, с одной стороны, ограничивает объемы поставки на значимые продовольственные рынки импортной продукции, но, с другой стороны, открывает для российских производителей новые возможности, в том числе в части замещения импортной продукции и получения государственной поддержки для развития сектора [5].
С одной стороны, эмбарго дает стимул развиваться рыбохозяйственных предприятия в дальнейшем, а с другой стороны это приведет к росту цен, и как следствие снижение спроса на продукцию.
Третьим фактором является недостаточная проработанность нормативной базы для регулирования и продвижения аквакультуры. Принятый в 2013 году федеральный закон № 148 «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» лишь закрепил права собственности для участников рынка, но для прикладного применения и дальнейшего развития отрасли требуется его конкретизация и создание подзаконных актов.
Четвертым фактором является изменение процентных ставок в декабре 2014 года. Так, учетная ставка ЦБ РФ на конец 2014 составляет 17 %, что приведет к росту ставок по кредитам. А учитывая тот факт, что в последние годы за счет кредитов банков финансировалось 52 % всех вложений в развитие предприятий РХК, то это приведет к снижению инвестиционной активности хозяйственных структур.
Пятым фактором, является объявленный в декабре текущего года секвестр бюджета и сокращение финансирования госпрограмм. Влияние этого фактора снизит размер инвестиций на развитие рыбохозяйственного кластера, и как следствие сократится эффективность рыбопромышлленных предприятий.
Для «сглаживая» негативного влияния данных внешних факторов необходимо укрепление и расширение «антидемпингового» регулирования и других нетарифных барьеров на пути свободной торговли, налоговые и экономические преференциям, дотации, упрощение таможенного оформления, регулирование процентных ставок по кредитованию предприятий РХК.
Библиографическая ссылка
Левкина Е.В., Ворожбит О.Ю. ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЫБНОЙ ОТРАСЛИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13154 (дата обращения: 12.11.2024).