Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ИМИДЖ ТЕРРИТОРИИ КАК ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АКТИВ РЕГИОНА

Погорелова Н.В. 1 Немыкина С.А. 1
1 Волгодонский институт экономики управления и права (филиал) ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
1. Погорелова Н.В. Социальная эффективность маркетинга территории на примере Ростовской области // Практический маркетинг № 12 (214). – 2014. – С.40-48.
2. Официальный сайт Агентства инвестиционного развития Ростовской области.
3. Официальный сайт Правительства Ростовской области.

В условиях современного успешного общества и глобальной конкуренции благоприятный имидж региона является абсолютно необходимым и крайне важным фактором экономики. Имидж территории является базовым элементом стратегического капитала региона. Сам термин «имидж» не имеет единого и чёткого определения. В английском языке дефиниция «image» означает образ, изображение, метафора, икона. Но в маркетинговых технологиях данный термин принято понимать как комплекс эмоциональных и рациональных представлений, формируемых из сопоставления всех объективных качественных характеристик территории, субъективных знаний и опыта и приписываемых территории свойств и признаков.[1]

Можно с уверенностью сказать, что имидж, как экономический игрок в сфере конкуренции, как объект для инвестиций, как особое культурное пространство, влияет на все стороны функционирования региона (в том числе как субъекта международных отношений). В связи с этим неоспорим тот факт, что имидж территории является важным нематериальным активом региона, не смотря на то, что он существенно отличается от остальных (классических) нематериальных активов содержанием, способами создания, приобретения и накопления, методами оценки. Его использование регламентируется специфическими нормативно-правовыми актами (законы о нематериальных активах, торговых марках, авторских правах, интеллектуальной собственности и др.).

Многие эксперты сходятся во мнении, что положительный имидж повышает привлекательность региона для инвесторов, позволяя увеличить доход, и выделяют основные вопросы, которые изучают инвесторы при выборе территории инвестирования: безопасность ведения бизнеса, отраслевая структура хозяйства, инвестиционное законодательство, уровень развития бизнес-инфраструктуры, наличие и качество инвестиционных площадок, вопросы логистики, независимая рейтинговая оценка региона, развитие транспортной инфраструктуры и т.д. Но в большинстве своём решение инвестора опирается на субъективное восприятие имиджа региона.

В зависимости от субъективных оценок качественных характеристик имидж региона может восприниматься потребителями территории как положительно, так и отрицательно. Концептуальные основы маркетинга территории неразрывно связаны с созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, ее уровень и качество. Главный социальный эффект маркетинга территории – это воспроизводство самого человека, создание предпосылок устойчивого повышения благополучия и благосостояния местного населения, развитие социальной инфраструктуры его жизнеобеспечения [1, с. 48]. При этом следует понимать, что не существует абсолютного «минуса» или безусловного «плюса». Часто речь идёт о преобладании благоприятных или негативных характеристик. Укрупненно выделяют: отрицательный; положительный; чрезмерно привлекательный; смешанный; противоречивый; слабовыраженный имидж.

Регионы, обладающие слабовыраженным имиджем, зачастую имеют множество потенциальных и реальных перспектив развития инвестиционной активности, но при этом «лишают» потенциальных потребителей знаний о возможностях, предлагаемых данной территорией. Причины слабовыраженного имиджа региона заключаются в отсутствии необходимой информации и рекламы, слабом позиционировании конкурентных преимуществ территории на внутреннем и зарубежном рынке, недооценке местными органами власти необходимости грамотного продвижения региона, неумении или нежелании привлекать внимание к ресурсным возможностям региона.

Ярким примером положительного образа, благоприятного имиджа региона может послужить Ростовская область. До недавнего времени, по признанию многих экспертов, Ростовская область уступала в коммуникационном плане своему основному конкуренту – Краснодарскому краю. Многочисленные международные мероприятия, проводимые в регионе, не получали достойной информационной поддержки, отражённой отечественными и зарубежными СМИ, отсутствовала англоязычная версия интернет-сайт с информацией об инвестиционных площадках для потенциальных инвесторов и многое другое. В данный момент Ростовская область становится одним ведущих российских регионов, осуществляющим систематическую целевую работу по продвижению благоприятного инвестиционного имиджа. Благодаря разработке и реализации коммуникационной маркетинговой стратегии данные проблемы были успешно устранены. Результат данного направления деятельности Администрации Ростовской области выражается в объёмах привлечённых инвестиций. Если в 2004 году объём зарубежных инвестиций составлял $263 млн, то текущий инвестиционный актив АИРа (Агентство инвестиционного развития) состоит из 69 инвестпроектов на сумму свыше $7 млрд, при этом около 70 % проектов в портфеле с зарубежными инвестициями [2]. При участии АИРа в Донском регионе уже реализуются проекты таких ведущих корпораций и компаний, как Guardian, Lafarge, Ball Corporation, Coca-Cola, PepsiCo, AGC Flat Glass, Fondital, Air Products, ContourGlobal, Auchan, Leroy Merlin, Castorama, ECE, Real и др.

В Ростовской области разработана сбалансированная система документов стратегического планирования, обуславливающих взаимосвязанность целей, задач и ключевых направлений социально-экономического развития региона. Примечательно, что одной из приоритетных целей Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года является обеспечение необходимыми инвестиционными ресурсами ключевых направлений социально-экономического развития Ростовской области, что позволит обеспечить устойчивый рост притока инвестиций в экономику и социальную сферу Ростовской области, с одновременным повышением качества привлекаемых инвестиций. Определены и приоритетные направления развития инвестиционной политики, отражающие образ желаемого будущего Ростовской области как:

– региона максимального благоприятствования ведению бизнеса;

– активного участника глобального инвестиционного процесса;

– региона устойчивого социально-экономического развития.

– административного, финансового, делового, инновационно-образовательного центра на юге России [3].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что региональной власти присуща ключевая роль в процессе построения положительного имиджа территории. «Доброе имя» того или иного административно-территориального образования и входящей в него территории выступает предпосылкой его устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития, значимого повышения уровня и качества жизни местного населения, так как помогает решить ряд фундаментальных вопросов, имеющих важнейшее значение для прогрессивно устойчивого развития региона.


Библиографическая ссылка

Погорелова Н.В., Немыкина С.А. ИМИДЖ ТЕРРИТОРИИ КАК ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АКТИВ РЕГИОНА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13133 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674