Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРИМЕНЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ

Трофимова С.Д. 1 Румянцева Д.Г. 1 Малогулова И.Ш. 1 Бушкова Э.А. 1 Кузьмина А.А. 1 Варфоломеева Н.А. 1
1 Медицинский институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова
1. Соколков Е.А., Мельников В.И. Стратегия преодоления стресса в экстремальных ситуациях: монография. – Новосибирск, 2006. – 368 с.

Актуальность

Обучение в медицинских вузах требует от студентов-медиков огромных умственных и физических затрат. Самым серьезным испытанием для студентов является экзаменационная сессия. Объём информации, требующий запоминания, как правило, огромен. Увеличивается тревожность, снижается аппетит, учащается пульс, появляется дрожь в конечностях, усугубляет всё бессонница – вот типичные проявления страха перед экзаменами. Студент переживает явление, которое называют экзаменационным стрессом [1]. Экзаменационный стресс проявляется у студентов независимо от степени добросовестности подготовки к учебному процессу. В связи с этим достаточно частыми вопросами у студентов 3 курса медицинского ВУЗа, изучающих фармакологию, являются: «Какое лекарственное средство можно принять в качестве средства для улучшения процесса запоминания? Какой «стимулятор умственной деятельности» эффективнее?» Именно стимуляторы умственной деятельности студенты считают «панацеей» в период сессии.

В настоящее время под стимуляторами познавательной деятельности понимают группу ноотропов, которая объединяет различные классы лекарственных средств, различающихся по химическому строению и механизму действия. К этой группе препаратов относят метаболические и антиоксидантные препараты, препараты, обладающие выраженной способностью вызывать расширение сосудов мозга (винпоцетин, циннаризин). Ноотропными могут считаться также кофеин, женьшень, лимонник, некоторые витамины (B6, B15, BC и B12), препараты йода. Данные литературы свидетельствуют о том, что прием ноотропных препаратов, своеобразных «допингов» во время сессии практикуют студенты многих учебных заведений США и Европы.

Цель исследования – изучение применения студентами во время экзаменационной сессии лекарственных средств для повышения умственной деятельности и установление зависимости между приёмом лекарственных средств и итогами сессии.

Материал и методы исследования

В исследовании принимали участие 235 студентов-добровольцев 3 курса лечебного и педиатрического факультетов медицинского института СВФУ в течение 3 лет. Каждый доброволец был анкетирован. Анкета состояла из следующих пунктов: пол, возраст, курс, степень стрессируемости (субъективно) во время сессии, прием лекарственных препаратов и БАД для улучшения умственной деятельности во время сессии, наименование лекарственных препаратов, эффективность от приёма препаратов, итоги последней сессии.

Средний возраст студентов составил 20,5±0,2 лет. В анкетировании приняли участие 31% юношей и 69% девушек.

Результаты исследования

Из анкетированных студентов субъективно экзаменационный стресс во время сессии испытывают 49,7% студентов, более стрессоусточивыми себя считают 50,3% студентов.

Во время сессии 33,8% анкетированных студентов принимали фармакологические средства, соответственно, 66,2% человек не использовали медикаментозных препаратов для улучшения запоминания.

Наиболее часто применяемыми группами лекарственных средств для улучшения запоминания оказались:

1) Ноотропы и препараты с ноотропной активностью (пирацетам, фенотропил, афабозол, фенибут, церебролизин, кортексин, глицин) – 60,5%;

2) Витаминные препараты (поливитамины) – 30,3%;

3) Препараты йода для профилактики и лечения заболеваний щитовидной железы (йодомарин) – 19,6%;

4) Седативные средства (препараты валерианы, ново-пассит) – 6,8%;

5) БАДы (на основе гинкго билоба) – 3,9%.

При анализе ассортимента, принимаемых лекарственных средств, чаще использовались поливитамины (30,3%), пирацетам (ноотропил; 29,4%), йодомарин (20,6%), глицин (17,7%). При этом комбинацию из 2 и более препаратов принимали 34,3% студентов. Наиболее частой комбинацией лекарственных средств, которую принимали студенты во время сессии, являлась сочетание ноотропов с витаминными препаратами (48,4%).

Субъективное улучшение во время сессии почувствовали 74,7% человек из числа принимавших лекарственные препараты во время сессии (р<0,005).

Средний балл на экзамене у студентов в целом (n=235) составил 3,7±0,1, у принимавших препараты – 3,8±0,1, у не принимавших препараты – 3,6±0,1. При анализе данных не было выявлено статистически значимых отличий по среднему баллу, полученному во время сессии студентами из числа принимавших лекарственные средства и не принимавших препараты (3,8±0,1, 3,6±0,1, соответственно; р>0,05).

При сравнении качественных показателей сессии (доли «5», «4» и «3») не установлена статистически значимая зависимость. Однако результаты исследования показывают, что у части студентов (12,6%), не принимавших препараты, сессия была «не закрыта» своевременно в отличие от группы студентов, принимавших лекарства (р<0,05). Возможно, что имеется взаимосвязь между приёмом препаратов во время сессии и своевременной сдачей экзаменов и зачетов.

При установлении зависимости между приёмом лекарственных средств и итогами сессии выявлено, что средний балл несколько выше у тех студентов, которые принимали комбинацию ноотропов с витаминными препаратами, по сравнению со студентами принимавшими монопрепараты (3,9±0,3, 3,7±0,2, соответственно; р>0,05). При анализе полученных оценок по результатам экзаменов у группы студентов, принимавших лекарства во время сессии, не выявлено различий между долями положительных («отлично», «хорошо») и удовлетворительных оценок (р>0,05).

Выводы

1) В результате исследования нами не выявлены значимые различия в улучшении познавательной деятельности у студентов, принимавших лекарственные препараты, и студентов, не использовавших лекарств во время сессии. По-нашему мнению, причинами «не успеха» в приёме лекарственных препаратов, являются: отсутствие показаний к применению (ноотропы эффективны только при нарушении мнестических функций); неправильный подбор дозы, недостаточная продолжительность приёма лекарственных препаратов; применение седативных средств, которые уравновешивают процессы возбуждения и торможения мозга, что приводит к снижению его активности;

2) Применение стимуляторов умственной деятельности во время сессии можно рассматривать как дополнительный фактор только при систематической подготовке к учебным занятиям во время семестра, что, в свою очередь, позволит снизить влияние экзаменационного стресса и повысить качество обучения.

Таким образом, перед применением лекарственных средств необходимо проконсультироваться у врача-специалиста.


Библиографическая ссылка

Трофимова С.Д., Румянцева Д.Г., Малогулова И.Ш., Бушкова Э.А., Кузьмина А.А., Варфоломеева Н.А. ПРИМЕНЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13032 (дата обращения: 27.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674