В современном мире туризм из преимущественно экономического явления превращается в феномен социального и культурного порядка. Знакомство с обычаями и традициями других народов было и остается сильным побудительным мотивом многих путешествий и рассматривается как важнейшее конкурентное преимущество туристкой дестинации.
Благодаря этническому туризму человек получает возможность увидеть традиционные жилищные и хозяйственные постройки, местных жителей в национальной одежде, а также принять участие в традиционных праздниках, попробовать блюда национальной кухни и купить в качестве сувениров предметы традиционного быта. Вернувшись из поездки, туристы показывают своим родственникам и знакомым приобретенные изделия, делятся впечатлениями об особенностях культуры этносов посещенного региона[5]. Приморский край, обладая уникальными природными ресурсами и самобытной культурой коренного народа, имеет огромный нереализованный потенциал для развития туризма на международном и региональном рынках. Туристский потенциал рекреационных ресурсов и историко-культурного наследия позволяет Приморью гармонично интегрироваться в международный рынок туризма и достичь интенсивного развития туризма в крае.
Отличительной чертой этнографического туризма является то, что он может быть очень интересен практически для любой категории туристов. Как для иностранцев, так и для граждан РФ, как для молодых людей, интересующихся историей, традициями и бытом своих предков, так и для более возрастной категории туристов, имеющих различную мотивацию, но в то же время, это направление непопулярно и не распространено среди широкого круга потребителей. Объектом этнографического туризма является культурно-исторический объект (явление), содержащий информацию об этнических проявлениях традиционно-бытовой культуры. Этнографический объект необходимо рассматривать как систему признаков, характеризующих культуру этноса в сочетании его оригинальных и специфических конкретных форм. Этнографический туризм основан на интересе туристов к подлинной жизни народов, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой.
Этнический туризм – одно из направлений туризма, имеющего ярко выраженную этноязыкокультурную составляющую. Этнический туризм может быть как внутренним, (например посещение глубинки городскими жителями с целью ознакомления с архаичными говорами, фольклором, бытом, культурой и языками автохтонных народов), так и внешним, который связан с посещением исторической родины или мест рождения кровных родственников[1]. Туристские ресурсы для этнического туризма в Приморском крае богаты и своеобразны. Это памятники архитектуры, музейные экспозиции, архивные материалы, живописные природные места. В совокупности все это создает благоприятные условия для отдыха и знакомства с историей и культурой народа. Минимальный набор ресурсов для этнического туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация историко-культурных ресурсов: памятники археологии; культовая и гражданская архитектура; малые и большие исторические города; социо-культурная инфраструктура; сельские поселения; музеи, театры, выставочные залы и др.; объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства, технические комплексы и сооружения [7].
Каждый регион обладает уникальным историко-культурным потенциалом. Для определения базы, необходимой для создания туров в регионе, следует ответить на вопросы: «Какими ресурсами (наследием) уникальна конкретная местность относительно других территорий и которая интересна иностранным туристам?» и «Какие ресурсы конкретной местности и каким образом могут быть использованы в разработке туров для туристов из определённой страны?». В Приморье есть уникальные места и достопримечательности, посетив которые каждый россиянин или иностранец получит новые незабываемые впечатления. Большинство приморских достопримечательностей расположено в местах, до которых можно легко добраться транспортом.
Прежде всего к культурно-историческим ресурсам этнографического туризма в Приморского края относятся национальные села коренных народов Приморья. Места постоянного расселения аборигенов расположены на севере Приморья. В Тернейском районе селе Агзу проживает около 140 самаргинских удэгейцев. Потомки первого жителя села – Льва Семеновича Камандига являются единственными носителями национального танца шамана. В настоящее время в Агзу развита художественная самодеятельность, одним из ярких ансамблей народного танца является ансамбль «Кункай», кункай – национальный удэгейский музыкальный инструмент [2]. Ещё одно из национальных селений удэгейцев является Красный Яр – был основан в 1957 году из нескольких, разбросанных на большом расстоянии этнических сел. В Красном Яре проживают представители 18-ти национальностей: удэгейцы, орочи, чукчи, нанайцы, русские, татары, таджики, буряты, чуваши и якуты. Население Красного Яра составляет 640 человек, из них 399 удэгейцев, 115 нанайцев, 15 орочей. В селе создан национальный ансамбль «Агдеми», имеющий важное культурное значение для Приморского края и являющийся носителем удэгейской культуры. Так же в селе Островное (Саньчихеза) проживает несколько десятков удэгейцев. Эта территория была местом традиционного проживания и промысла малочисленного коренного народа – иманских удэгейцев. Село Островное находится на территории национального парка «Удэгейская легенда»Основным местом проживания тазов в Приморском крае является село Михайловка Ольгинского района, население составляет 176 человек из них 90% тазы. Валентина Андреевна Утай-Скичу-Дю являлась одной из хранительниц старины, знавшая национальный язык тазов и хранившая национальный костюм, в дальнейшем это все перешло её родственникам. На сегодняшний день, к сожалению, село пустеет, молодежь уезжает в другие районы в поисках работы, носителей языка практически не осталось, культура тазов постепенно уходит в небытие. Помимо поселений коренных жителей, в Приморском крае имеется старообрядческое селение Дерсу – небольшая деревня в Красноармейском районе. Старое название поселения – Лаулю. Изначально Лаулю было удэгейским стойбищем.
Одним из ресурсов этнографического туризма являются переселенческие села, которые были созданы в конце XIX века. Одно из первых образованно в 1866 году село Астраханка Ханкайского района. Первыми жителями стали переселенцы из Киевской и Астраханской губернии. Элементы традиционной материальной и духовной культуры приехавших являются богатым материалом для туристов, интересующихся этнографией и историей народов проживающих на территории края.
Чуть позже было основано село Монастырище Черниговского района 9 семьями переселенцев из Полтавской и Черниговской губерний. Основными видами хозяйственной деятельности были земледелие, скотоводство, пчеловодство и мелкие промыслы. Черниговка быстро росла и вскоре стала административным и торговым центром волости. Реликвии переселенцев сейчас хранятся в краеведческом музее Черниговского района в экспозиции «Украинская хата». Одним из старейших городов Приморья является Уссурийск – второй по величине город края. В 1866 году 13 семей из Воронежской и Астраханской губернии основали с. Никольское. Так как территория села находилась в Приханкайской низменности, то она являлась очень выгодной для сельскохозяйственного освоения, это явилось причиной ускорения темпов роста населения. К 1898 году население села составило 18 тысяч человек и село было переименовано в город Никольск-Уссурийский [4].
В Приморском крае создан музей под открытым небом, соединяющий в себе археологические памятники бохайского периода и традиций коренного населения. «Палеодеревня» музейно-выставочный центр города Находки – проект реализуется с 2006 года как образовательная площадка для изучения археологического и этнографического прошлого Приморья. Одна из задач «Палеодеревни» – воссоздание атмосферы определенной исторической эпохи, пробуждение в ребенке чувства сопричастности прошлому, воспитание уважения к жизни и быту предков, к природе. Что касается этнографического туризма, то в палеодеревне проводятся экскурсии с участием этнических коллективов коренных народов Приморья. Так же проводятся национальные игры, такие как стрельба из лука, прыжки через нарты, зелигдэ, так же проводиться реконструированный шаманский обряд вокруг очага [5].
Возле Партизанска расположились Николаевское и Шайгинское городища, которые являются уникальными памятниками, относящимися к эпохе раннего средневековья, когда территория Приморья входила в состав Бохайского государства (698–926 гг.).В окрестностях города Арсеньева расположены около 40 различных археологических памятников: городища, поселения, стоянки, а также пещеры, которые с энтузиазмом исследуют спелеологи.
Об истории, древней и современной культуре Приморья можно узнать в музеях, расположенных по всему краю. Музей им. В. К. Арсеньева во Владивостоке был основан в 1884 году. Для посетителей он был открыт в 1890 году, как музей Общества изучения Амурского края. В 1900 году на Всемирной Парижской выставке за этнографические коллекции музей был удостоен двух бронзовых медалей [3].
Музей археологии и этнологии открыт 15 ноября 1979 г. при Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока. У истоков создания музея стоят: академик Крушанов А.И., известные учёные, специалисты в области археологии и этнографии юга Дальнего Востока. Основные экскурсии музея: первобытная история Дальнего Востока; средневековая археология юга Приморья Дальнего Востока; этнография Приморского края.В многочисленных исторических, археологических, этнографических музеях собраны материалы, добытые археологами в экспедициях на территории всего Дальнего Востока. Многие из этих находок относятся к уникальным и представляют особую научную ценность. Так же о древней истории Приморского края поведают открытые для посещений места археологических раскопок. На территории Приморского края известно более двух тысяч археологических и исторических памятников, имеющих большое культурное значение. Их них 875 относятся к эпохе первобытнообщинного строя (поселения палеолита, мезолита и неолита) и к средневековью (первые государственные образования – государство Бохай, государство Чжурчженей и др.).
При анализе распределения памятников истории и древней культуры по краю определены территории с наивысшей их концентрацией, которые выделены в качестве культурно-исторических зон. К таким территориям относятся бассейн залива Посьета (около 120 памятников), окрестности пос. Черниговки (около 180 памятников), а также долина р. Раздольной, верховья Уссури, бассейн р. Илистой, отдельные участки побережья Японского моря, ряд других участков. Включение культурно-исторических зон в состав познавательных территориальных рекреационных систем в сочетании с их охраной будет способствовать распространению знаний и утверждению нравственных ценностей [6].
Базируясь на основании полученных данных можно сделать вывод, что Приморский край, обладая уникальными историко-культурными ресурсами и сохранившимися традициями, самобытной культурой коренного народа, имеет огромный нереализованный потенциал для развития этнографического туризма на международном и региональном рынках. Туристический потенциал рекреационных ресурсов и историко-культурного наследия позволяет краю гармонично интегрироваться в международный рынок туризма и достичь интенсивного развития туризма в стране. Это обеспечит устойчивый рост занятости и доходов населения, стимулирование развития смежных с туризмом отраслей и увеличение притока инвестиций в региональный бюджет.
Библиографическая ссылка
Ким Т.М., Пономаренко Е.В. АНАЛИЗ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ РЕСУРСОВ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12656 (дата обращения: 27.12.2024).