В статье рассматривается консалтинговая деятельность организаций в омском регионе, то какую роль и положение они занимают, как омские компании относятся к управленческому консалтингу и к компаниям, которые предоставляют такие услуги. Ключевой проблемой является то, что на данный момент консалтинговые компании в омском регионе имеют низкий статус, в частности управленческий консалтинг, который является недооцененным. Однако в связи с кризисной ситуацией, складывающейся на данный момент, применение управленческого консультирования является потенциально актуальным. Это обуславливает целесообразность рассмотрения вопроса о поднятии интереса и потребительского спроса на управленческий консалтинг в регионе.
Постоянные перемены во внешней среде предъявляют к компаниям все новые и новые условия и требования. Это – инновационность, обеспечение качества жизни всех заинтересованных лиц и высокое качество продукции, гибкость, повышение эффективности деятельности, сплоченность коллектива компании. Рост конкурентоспособности организации зависит от удовлетворения этих требований. Благодаря этим требованиям компания и её система управления получает новые особенности: гармонизация потребностей различных сторон, устранение потерь, командная работа и лидерство, непрерывное совершенствование процессов.
Идеальная модель компании в свою очередь будет строиться на следующих предположениях: видение компании, ориентированное на инновациях, терпимость к риску и к ошибкам, делегирование полномочий, высокая скорость вывода новинок на рынок и т.д. [1, с. 12]. Но эту модель не всегда удается построить собственными силами, поскольку руководители не могут объективно относиться к деятельности собственной организации и усмотреть какие-либо просчеты в управлении и руководстве компанией. Но большинство считает, что обращаться к специалистам извне – это лишь трата средств и ресурсов компании, но никак не польза. Такое мнение бытует и среди руководителей омских компаний. Возможно, это связано с неразвитостью рынка консалтинговых услуг в Омске, но между тем омские компании не готовы на данный момент сотрудничать и с известными консалтинговыми компании, такими как СОМАР (Негосударственное профессиональное сообщество, объединяющее в своих рядах передовые российские компании и организации, содействующие развитию бизнеса в России). Данное сообщество содействует более эффективному и безопасному развитию среднего и малого бизнеса России через внедрение инновационных, актуальных методов, технологий и инструментов в реальный сектор российской экономики. Собирая знания со всего мира, они синтезируют и внедряют эти знания в средний и малый бизнесы.
Подобные ситуации могут возникнуть из-за некомпетентности и необразованности руководства большинства компаний. В экономически развитых регионах консалтинговые компании и услуги не считаются неестественным, организации активно привлекают их к работе и сотрудничают с ними по многим вопросам. На сегодняшний день простой обыватель не знает, что из себя представляет консалтинг, а руководители компаний предпочитают решать проблемы, возникающие в организации собственными силами.
«В широком понимании консалтинг (или консультирование) как социальное и экономическое явление, ставящее своей целью решение разнообразных задач и предоставление интеллектуальной помощи в самых разнообразных сферах жизнедеятельности общества, существует столь же давно, как и само человечество, а родоначальником профессии консультант стал великий Конфуций» [5, с. 7].
Обратимся к результатам исследования уровня развития управленческого консультирования в Омске. В исследовании приняли участие 64 компании, предоставляющие услуги консалтинга в омском регионе. Репрезентативность выборки является высокой, так как рассматривались компании, представляющие консультационные услуги разного направления, различного масштаба, срока работы на рынке консультационных услуг и количества клиентов организаций.
На рисунке представлена диаграмма распределения консалтинговых услуг по различным направлениям в процентном соотношении, составленная по результатам исследования автора.
Доли консалтинговых предложений в разных сферах к общему количеству консалтинговых услуг
На рисунке видно, что управленческий консалтинг занимает всего лишь 10% от общего количества предоставляемых консалтинговых услуг, предоставляемых в городе Омске. На наш взгляд, это достаточно низкий показатель. Можно сделать вывод, что для омских компаний в приоритете стоит вопрос о том, как правильно рассчитать финансы, нежели как управлять организацией, учитывая такое большое количество компаний, предоставляющих бухгалтерские услуги. В Екатеринбурге количество компаний, которые предоставляют услуги в управленческом консалтинге составляет 156, а в Москве 659.
Высокую конкурентоспособность могут обеспечить верно выбранная и выстроенная структура управления, гибкость использования ресурсов компании, новые технологии, позволяющие обеспечивать организации или предприятию полную занятость сотрудников и соответствие требованиям рынка. Консалтинговая организация отличается оперативным реагированием по возникающим вопросам, четкой стандартизацией, автоматизацией и организацией методов ведения учета. За счет дифференцированного подхода к заказчикам происходит экономия средств и времени клиента.
Проблемы, с которыми может столкнуться организация в процессе управления, могут быть связаны с управлением, коммуникацией, финансами, ресурсами, например:
1. Подразделения больше работают на себя, чем на фирму.
2. Напряженность в личных отношениях руководителей подразделений мешает их сотрудничеству.
3. Даже нужные и важные решения часто не выполняются, и за это никто не несет ответственности.
4. Несогласованность и непоследовательность управленческих решений на общефирменном уровне.
5. Продавать можем намного больше, но денег на закупки не хватает.
6. Емкость сбытовых каналов сдерживает оборот в конце сезонов.
7. Управление и организация бизнеса не успевают за его ростом.
8. Управленческие решения недостаточно оперативны, опаздывают.
9. Слабая работа по маркетингу привела к серьезным ошибкам в ассортименте.
10. Застой из-за множества бюрократических процедур.
11. Излишний либерализм — легко прощаются серьезные ошибки.
12. Несоблюдение графика поставок во многом вызвано субъективными причинами (низкая ответственность, слабая согласованность и т.д.).
13. Неопределенность в распределении обязанностей приводит к неразберихе.
14. Достижения работников и подразделений редко оцениваются руководством, что снижает их активность.
15. Фирма не имеет четкой стратегии развития, а руководители подразделений — ясных и согласованных ориентиров для своих действий.
16. На фирме не сложилась единая управленческая команда, отсюда разнобой в действиях руководства.
17. Проблема качества товара из-за отсутствия контроля.
18. Многие решения не выполняются из-за их слабой подготовленности, обоснованности.
19. Неясно, неконкретно определены функции подразделений, невнятно определены их цели.
20. Возможности вспомогательных подразделений отстают от роста фирмы.
Это далеко не весь список проблем, которые могут возникнуть. Даже если в организации есть человек, который выполняет работу внутреннего консультанта, он не во всех случаях может оперативно и адекватно отреагировать на возникшие проблемы.
На Омском рынке консалтинговых услуг не так много сильных игроков: «Гарантия-Сервис», «Кредо», «Авега», «Аксиома», «АгроКонсалт», это наиболее известные компании в омском регионе. Некоторые из руководителей консалтинговых компаний Омска сами говорят о том, что в нашем регионе нет консалтинга как такового, большинство не понимает, что должен из себя представлять консалтинг.
Помимо консалтинговых организаций в регионе предоставляют свои услуги и частные консультанты, с которыми работают не только предприятия, но и сами организации, предоставляющие консалтинговые услуги.
Анализируя консалтинговый рынок Сибири, эксперты отмечают, что компании этого региона, предлагая потребителям широкий спектр стандартных продуктов, не имеют возможности выполнять узкоспециализированные услуги. В качестве экспертов выступают Национальная Гильдия профессиональных консультантов совместно с консультационной компанией «СПЛАН-Холдинг» среди представителей высшего руководящего состава консалтинговых фирм [3].
Это связано с отсутствием пока в сибирских компаниях опыта работы, квалифицированных специалистов со стажем работы в конкретной области. Отмечая количественный рост консалтингового рынка Сибири, эксперты связывают дальнейшее его развитие со специализацией консультирующих компаний [4].
Согласно данным проведенного исследования на омском рынке консалтинга, как и по России в целом, можно выделить несколько видов консультационных субъектов, которые существенно отличаются по своим характеристикам:
1. Крупные консультационные компании, в том числе представительства и филиалы иностранных и московских фирм.
2. Частные консультационные организации. Таких компаний на омском рынке консалтинга большинство, их основная организационно – правовая форма – общество с ограниченной ответственностью, закрытое акционерное общество. Частные консалтинговые компании предлагает широкий спектр консалтинговых услуг, при этом большинство из них совмещает консалтинговую деятельность с такими видами бизнеса, как информационные услуги, страхование, образовательные услуги, выставочная деятельность, разработка программных средств.
3. Индивидуальные независимые консультанты.
4. Ведомственные структуры и группы, находящиеся внутри государственных, отраслевых, правительственных организаций, внутри вузов, а также существующие и бывшие институты прикладной науки и институты повышения квалификации [2].
Особо острая необходимость в консалтинге стала возникать лишь в последнее время по мере появления на рынке новых предпринимателей и компаний. Каждое перспективное предприятие стремится к развитию и выходу на новый уровень, а поскольку зачастую своего собственного опыта и знаний не всегда бывает достаточно, приходится обращаться за помощью к профессионалам.
Консалтинг в сфере бизнеса является своеобразным «спасательным кругом» для среднего и малого бизнеса в самых экстренных ситуациях, когда та или иная компания нуждается в профессиональной консультации или практической помощи на деле. То есть, консалтинг необходим для того, чтобы помочь бизнесменам справится с рядом сложных проблем и вопросов, решение которых поможет вывести бизнес на новую, более эффективную, ступень развития.
Работа проведена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ, в рамках государственного задания ВУЗам в части проведения научно-исследовательских работ на 2014-2016 гг., проект № 2378.
Библиографическая ссылка
Пученко А.С. АНАЛИЗ РЫНКА КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ В ОМСКОМ РЕГИОНЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12648 (дата обращения: 22.12.2024).