В Бюджетном Послании Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2014-2016 годах» отмечено, что в 2012 году и в начале 2013 года бюджетная политика была направлена на решение социально-экономических задач, в первую очередь поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, на обеспечение долгосрочной устойчивости бюджетной системы и повышение эффективности управления общественными финансами [1].
Решением поставленных задач Президент видит в частности в «повышение эффективности бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации численности государственных служащих». Следует отметить, что все функции и задачи государства осуществляются в первую очередь через аппарат государственного управления. И от того, насколько эффективна будет деятельность органов исполнительной власти, во многом зависит уровень социально-экономического развития региона и страны в целом. Гогин А.А. отмечает, что от исполнительной власти, учитывая мобильность ее действий, директивность и подчиненность органов по вертикали, в решающей мере зависят темпы политических, социальных, экономических и иных преобразований, а также последовательное движение российского общества и государства вперед [2]. Таким образом, при анализе структуры расходов регионального бюджета необходимо не только учитывать затраты бюджета на обеспечение деятельности органов исполнительной власти, но и устанавливать прямую взаимосвязь между расходами на содержание государственного аппарата управления и конечными результатами их деятельности. Это позволит установить уровень оправданности использования бюджетных средств для достижения конечных целей деятельности органов исполнительной власти.
Проведем анализ структуры расходов регионального бюджета на примере бюджета Оренбургской области, в части затрат на функционирование деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Указу Губернатора Оренбургской области от 05 июля 2010 года № 128-ук в состав органов исполнительной власти входят Губернатор и Правительство Оренбургской области, и их Аппараты, Министерства Оренбургской области, Представительство Оренбургской области при Правительстве Российской Федерации, Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, Департамент молодежной политики Оренбургской области, Департамент информационных технологий Оренбургской области, Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области, Инспекция государственного строительного надзора Оренбургской области, Комитет по обеспечению деятельности мировых судей Оренбургской области, Комитет по вопросам записи актов гражданского состояния Оренбургской области, Комитет по делам архивов Оренбургской области, Главное управление по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области [3]. Всего двадцать пять структурных органов исполнительной власти Оренбургской области.
Структура расходной части регионального бюджета включает четырнадцать разделов [4]. Во многих подразделах бюджетной классификации содержатся статьи расходов, отражающие затраты на содержание и обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих руководство и управление в соответствующих сферах деятельности, разработку и осуществление общей политики, планов, программ и бюджетов.
Опираясь на функциональную классификацию органов исполнительной власти региона, обозначим расходы на их содержание по соответствующим статьям бюджета Оренбургской области (таблица). Источниками данных по расходам служат Отчеты об исполнении бюджета Оренбургской области за 2011 – 2013 года [5].
В разделе «Общегосударственные вопросы» учтены расходы на содержание Губернатора Оренбургской области и его Аппарата, обеспечение деятельности Правительства области и его Аппарата, выполнение функций Министерства внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области и обеспечение деятельности Министерства образования области. В целом расходы данного раздела бюджетной классификации возросли за анализируемый период с 1,33 млрд. рублей в 2011 г. до 1,5 млрд. рублей в 2013 г. При этом доля расходов на содержание органов исполнительной власти в данном разделе снижается с 73,5 % в 2011 г. до 69% в 2012 г. и до 68,6% в 2013 г. Значительная часть расходов приходится на менее «прозрачный», на наш взгляд, подраздел бюджета – «Другие общегосударственные вопросы», доля которого снижается с 41,4% в 2011 г. до 38,5% в 2012 г. и 37,5% в 2013 г.
В разделе «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» учтены расходы на обеспечение деятельности Главного управления по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области. Доля расходов на обеспечение функций органов исполнительной власти субъекта РФ подвержена меньшим колебаниям и составляет около 40% в 2012-2013 гг., не принимая во внимание 5,7% в 2011 г. поскольку объем расходов данного раздела в целом в пять раз превышает аналогичные расходы в 2012-2013 гг.
В разделе «Национальная экономика» отражены расходы на обеспечение деятельности Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, Министерства труда и занятости населения Оренбургской области, Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области и других Министерств. Доля расходов в общих расходах раздела заметно снизилась с 10% в 2011 г. до 3% в 2012 г. и до 2,7% в 2013 г. При этом снижение расходов на обеспечение деятельности органов исполнительной власти осуществляется на фоне роста таких показателей, как Объем инвестиций в основной капитал на 14,5% в 2012 г. по отношению к 2011 г., Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» на 15,8% в 2012 г. по отношению к 2011 г. [6]. При этом прямую взаимосвязь между этими явлениями установить сложно в условиях отсутствия механизма финансирования деятельности государственного аппарата, учитывающего результаты оценки деятельности органов исполнительной власти. С целью мотивации к эффективному использованию бюджетных средств и достижению поставленных показателей, видим необходимым установить прямую взаимосвязь между уровнем достигнутых социально и экономически важных показателей региона и оплатой труда сотрудников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В остальных разделах бюджета Оренбургской области в качестве затрат на обеспечение деятельности органов исполнительной власти принимаем расходы, отраженные в подразделе «Другие вопросы в соответствующей области» в части Оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда. Тем самым мы учитываем расходы на обеспечение деятельности органов государственной власти, осуществляющих руководство и управление такими вопросами, как выработка государственной политики, разработка программ, планов и бюджетов в соответствующей сфере деятельности.
Проводя анализ динамики расходов и показателей социально-экономического развития Оренбургской области, в отдельных случаях мы наблюдаем их обратную зависимость. Так, например, в сфере ЖКХ доля расходов на обеспечение деятельности органов исполнительной власти растет с 1,5% в 2011 г. до 2,5% в 2012 г., а ввод в действие жилых домов за этот период сокращается на 5,2%. Возможно сослаться на отлагательный эффект результатов деятельности, тогда при росте расходов в 2013 г. до 3,2%, ввод в действие жилых домов в 2013 г. увеличился на 11,8% по отношению к предыдущему периоду.
В сфере Социальной политике наблюдаем снижение доли расходов на содержание государственного аппарата с 11% в 2011 г. до 2,3% в 2012 г. Это происходит на фоне снижения количества официально зарегистрированных безработных за этот период на 21,7% и роста оборота розничной торговли на 9,1%. В 2013 г. доля расходов на обеспечение деятельности органов власти возрастает до 4,1%, при этом количество официально зарегистрированных безработных за этот период увеличивается на 20,9% [6].
Разрозненность взаимосвязанных, по нашему мнению, показателей деятельности органов власти и уровня развития территории возникает при отсутствии прямой зависимости:
- тенденций финансового обеспечения деятельности органов исполнительной власти и конечных результатов их деятельности;
- уровня финансовой обеспеченности чиновника с общим уровнем жизни населения.
Рассмотрим динамику расходов бюджета на обеспечение деятельности органов исполнительной власти Оренбургской области за 2011-2013 гг. (рисунок).
Исходя из объема бюджетных средств, выделенных на исполнительную власть региона, делаем вывод, что в качестве приоритетных направлений в деятельности Оренбургской области выступают:
1) Здравоохранение, доля в общих расходах на обеспечение функций органов исполнительной власти колеблется с 31% в 2011 г. до 23% в 2012 г. и рост в 2013 г. до 29%;
2) Образование, доля расходов возросла с 10% в 2011г. до 24% в 2013г.;
3) Общегосударственные вопросы, доля расходов растет с 16% в 2011 г. до 23% в 2012г., и снижается до 19% в 2013 г.;
4) Социальная политика, расходы снизились с 22% в 2011 г. до 9% в 2012г., и вновь возросли в 2013 г. до 12%;
5) Стабильно снижается доля расходов Национальной экономики с 16% в 2011 г. до 7% в 2013 г.
Структура расходов на содержание органов исполнительной власти Оренбургской области
№ п/п |
Раздел |
Подраздел |
Целевая статья |
Расходы бюджета Оренбургской области |
|||||
2011 |
2012 |
2013 |
|||||||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
||||
1 |
Общегосударственные вопросы |
Всего по разделу: |
1331853,34 |
100 |
1300807,755 |
100 |
1507896,62 |
100 |
|
Функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и МО |
Содержание Губернатора Оренбургской области и его Аппарата |
2324,71265 |
0,17 |
2505,966 |
0,19 |
2447,8pic5606 |
0,16 |
||
2 |
Функционирование высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ |
Обеспечение деятельности Правительства Оренбургской области и его Аппарата |
138258,962 |
10,38 |
162602,9755 |
12,50 |
182222,809 |
12,08 |
|
3 |
Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора |
Выполнение функций органов государственного финансового контроля, осуществляющих функции финансовых органов в соответствии с бюджетным законодательством, налоговых и таможенных органов (Министерство внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области) |
129790,498 |
9,75 |
149842,5941 |
11,52 |
172508,6 |
11,44 |
|
4 |
Обеспечение проведения выборов и референдумов |
Подготовка и проведение выборов и референдумов в субъектах РФ, эксплуатация и развитие средств автоматизации и обучение организаторов выборов и избирателей, расходы на содержание избирательных комиссий субъектов РФ, участковых комиссий и соответствующих аппаратов |
106905,438 |
8,03 |
27218,88787 |
2,09 |
58255,3778 |
3,86 |
|
5 |
Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов |
Обеспечение деятельности государственных научных учреждений, проведение научных мероприятий, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в области общегосударственных вопросов в рамках выполнения функций органами государственной власти (Министерство образования Оренбургской области) |
49855,1511 |
3,74 |
53954,8 |
4,15 |
53848 |
3,57 |
|
6 |
Другие общегосударственные вопросы |
Выполнение функций по общегосударственным вопросам, не отнесенным к другим подразделам данного раздела, в том числе на управление государственной собственностью |
pic551504,845 |
41,41 |
500810,0439 |
38,50 |
pic565549,336 |
37,51 |
|
Итого по подразделам: |
978639,606 |
73,48 |
896935,2674 |
68,95 |
1034831,98 |
68,63 |
|||
7 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
Всего по разделу: |
2177069,54 |
100 |
409638,8094 |
100 |
411973,91 |
100 |
|
Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона |
Обеспечение деятельности Главного управления по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области |
40512,4934 |
1,86 |
38780,78379 |
9,47 |
30421,38 |
7,38 |
||
8 |
Обеспечение пожарной безопасности |
72511,pic5657 |
3,33 |
70539,1 |
17,22 |
70450,5 |
17,10 |
||
9 |
Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности |
Расходы, связанные с руководством, управлением и оказанием поддержки в отношении такой деятельности, как разработка общей политики, планов, программ и бюджетов, а также с иными мероприятиями в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, не отнесенными к другим подразделам данного раздела |
10676,673 |
0,49 |
53585,39545 |
13,08 |
63254,7972 |
15,35 |
|
Итого по подразделам: |
123700,732 |
5,68 |
162905,2792 |
39,77 |
164126,677 |
39,84 |
|||
10 |
Национальная экономика |
Всего по разделу: |
9829919,15 |
100 |
12677803,16 |
100 |
14490509,9 |
100,00 |
|
Общеэкономические вопросы |
Обеспечение деятельности органов государственной власти, осуществляющих руководство и управление в сфере национальной экономики (Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, Министерство труда и занятости населения Оренбургской области, Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области и другие) |
925476,608 |
9,41 |
312191,7972 |
2,46 |
323151,322 |
2,23 |
||
11 |
Другие вопросы в области национальной экономики |
Содержание и обеспечение деятельности органов государственной власти, осуществляющих руководство и управление экономическими вопросами в отдельных секторах экономики, а также расходы в области электроэнергетики и промышленности гражданского назначения. |
59282,4701 |
0,60 |
62633,21705 |
0,49 |
62115,3145 |
0,43 |
|
Итого по подразделам: |
984759,078 |
10,02 |
374825,0143 |
2,96 |
385266,637 |
2,66 |
|||
12 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
Всего по разделу: |
4826pic572,02 |
100 |
3786214,868 |
100 |
3529078,86 |
100 |
|
Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства |
Обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, в полномочия которых входит решение вопросов в области ЖКХ (Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области) |
73548,4777 |
1,52 |
92967,07 |
2,46 |
113860,593 |
3,23 |
||
13 |
Образование |
Всего по разделу: |
11494245,3 |
100 |
13533926,28 |
100 |
1pic5692373,3 |
100 |
|
Другие вопросы в области образования |
Обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих руководство и управление в сфере образования, разработку и осуществление общей политики, планов, программ и бюджетов в области образования, управление ими и другое (Министерство образования Оренбургской области) |
590771,871 |
5,14 |
888263,19 |
6,56 |
1274049,6 |
8,12 |
||
14 |
Культура, кинематография |
Всего по разделу: |
728315,854 |
100 |
1130494,937 |
100 |
1319466,9 |
100 |
|
Другие вопросы в области культуры, кинематографии |
Обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих руководство, управление в сфере культуры, кинематографии, средств массовой информации, а также разработку общей политики, планов, программ и бюджетов в этой сфере, управление ими, их координацию и контроль (Министерство культуры и внешних связей Оренбургской области) |
112056,213 |
15,39 |
181313,28 |
16,04 |
177343,814 |
13,44 |
||
15 |
Здравоохранение |
Всего по разделу: |
12536574,2 |
100 |
14688062,62 |
100 |
13777243,2 |
100 |
|
Другие вопросы в области здравоохранения |
Обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих руководство и управление такими вопросами, как выработка государственной политики; разработка и обеспечение выполнения стандартов для медицинского персонала, больниц, клиник, медпунктов, расходы на разработку программ, планов и бюджетов, в сфере здравоохранения, лицензирование, а также расходы на обеспечение деятельности иных учреждений (в том числе, из разряда учреждений особого типа), обеспечивающих предоставление услуг в сфере здравоохранения, но не отнесенных к другим подразделам (Министерство здравоохранения Оренбургской области) |
1890016,83 |
15,08 |
902816,53 |
6,15 |
1516994,03 |
11,01 |
||
16 |
Социальная политика |
Всего по разделу: |
12614289,4 |
100 |
14066764,33 |
100 |
14925627 |
100 |
|
Другие вопросы в области социальной политики |
Руководство и управление такими вопросами, как выработка государственной политики, разработка программ, планов и бюджетов в области социальной политики (Министерство социального развития Оренбургской области) |
1390361,3 |
11,02 |
327715,99 |
2,33 |
614598,642 |
4,12 |
||
17 |
Физическая культура и спорт |
Всего по разделу: |
1011232,12 |
100,00 |
961179,41 |
100,00 |
1224490,92 |
100,00 |
|
Другие вопросы в области физической культуры и спорта |
Обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих руководство и управление в сфере физической культуры и спорта (Министерство физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области) |
29722,1369 |
2,94 |
31650,39 |
3,29 |
26331,2192 |
2,15 |
||
18 |
Средства массовой информации |
Всего по разделу: |
101373,879 |
100,00 |
100153,74 |
100,00 |
107026,508 |
100,00 |
|
Другие вопросы в области средств массовой информации |
Обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих руководство, управление в сфере средств массовой информации, а также разработку общей политики, планов, программ и бюджетов в этой сфере, управление ими, их координацию и контроль |
3405,99034 |
3,36 |
3680,29 |
3,67 |
2711,252 |
2,53 |
||
Итого расходов на содержание органов исполнительной власти |
6176982,24 |
3827741,626 |
5281071,98 |
||||||
Расходы бюджета всего |
62361717,3 |
62361717,28 |
62361717,3 |
||||||
Доля расходов на содержание органов исполнительной власти в расходах бюджета |
9,91 |
6,14 |
8,47 |
На основе проведенного в работе анализа структуры расходной части регионального бюджета приходим к заключению, что расходы, связанные с деятельностью органов исполнительной власти, в том числе на их содержание (заработная плата, иные выплаты социального характера), не имеют четкого разграничения в бюджете. На наш взгляд, эти расходы должны быть представлены самостоятельным подразделом соответствующей статьи.
Кроме того, результаты показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти (утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации») должны ежегодно публиковаться в СМИ и сети Интернет в более сводном виде (например, сводных таблицах). Тем самым будет доступным анализ и сама оценка эффективности использования бюджетных ресурсов, на основе конечных показателей деятельности властей и бюджетных средств, выделенных на их достижение.
Структура и динамика расходов на обеспечение деятельности органов исполнительной власти Оренбургской области за период 2011-2013 гг.
При этом необходимо, чтобы система показателей эффективности управления расходами бюджетов субъектов Российской Федерации удовлетворяла следующим требованиям:
– конечный результат и его количественное измерение должны в полной мере зависеть от деятельности органов государственной власти и подведомственных им учреждений;
– исключить формальность отражения конечных результатов, вызванную административным влиянием или коррупционной составляющей, без фактического повышения качества предоставляемых услуг;
– все направления расходования бюджетных средств органами государственной власти субъекта Российской Федерации должны отражаться в утверждаемой системе показателей их деятельности;
– применяемые в оценке показатели и их результаты должны интерпретироваться однозначно с точки зрения характеристики эффективности.
Соблюдение данных условий, а также прозрачность бюджета в части расходов, выделенных на содержание государственного аппарата, и их зависимость от конечных результатов деятельности органов исполнительной власти, на наш взгляд, будет способствовать повышению эффективности управления расходами бюджетов субъектов Российской Федерации.
Библиографическая ссылка
Малышев В.В. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12633 (дата обращения: 21.12.2024).