На протяжении последних лет внимание к ипотечному жилищному кредитованию динамично возрастает. Модернизация условий жизни, образования, здоровья и культуры людей становится основной стратегической задачей государства, так как в современных условиях на экономический рост в большей степени оказывают влияние экстенсивные факторы, такие как инновационная восприимчивость экономики, интеллектуальный капитал, качество человеческого потенциала, то есть ключевое значение имеет человек и его возможности [4].
При этом жилищный вопрос относится к числу наиболее острых для большинства населения страны, так как жилье является особым товаром, капитальным благом, которое большая масса населения не может приобрести за счет текущих доходов.
Актуальность данной проблемы возрастает в связи с макроэкономической ситуацией, когда платежеспособный спрос граждан снижается, что позволяет говорить о практически невозможном гарантированном сбыте жилья без использования ипотечного кредитования. При этом развитие рынка ипотечного жилищного кредитования может способствовать не только улучшению жилищных условий населения, но и стимулированию спроса на рынке недвижимости и строительства, дать приток денежных средств на рынок жилья, оживить строительство и сопряженные с ним секторы промышленности, повысить доходность бюджетов всех уровней.
Необходимость государственной поддержки ипотечного кредитования обусловлена реализуемыми функциями данного инструмента:
1) реализация конституционных прав граждан на жилье;
2) регулирование темпов развития экономики страны и ее отдельных отраслей;
3) перемещение капитала и привлечение инвестиций в сферу материального производства;
4) страхование рисков и обеспечение гарантий возврата заемных средств;
5) стимулирование сбыта (оборота) недвижимого имущества, когда иные способы экономически нецелесообразны или юридически невозможны;
6) пополнение бюджетов всех уровней.
Для местных бюджетов увеличение налоговых поступлений от развития ипотечного жилищного кредитования является положительным шагом, так как на местные органы власти возложена важная задача осуществления социальной политики государства [2].
В сложившейся политической обстановке участие государства в поддержке становления и развития системы ипотечного жилищного кредитования становится основой для расширения данного рынка как в стране в целом, так и в регионах, где средняя цена 1 кв.м. ежегодно увеличивается. Динамика средней цены 1 кв. м общей площади квартир на рынке жилья. представлена в таблице 1 [1].
Для Дальневосточного федерального округа проблема приобретения жилья для граждан является особенно актуальной, так как цены на недвижимость существенно выше общегосударственных и региональных показателей. При этом среднедушевой доход населения, учитывая территориальное расположение региона, не существенно превышает усредненное общегосударственное значение. Динамика среднедушевого дохода населения в регионах и в РФ в целом представлена в таблице 2 [1].
Для Дальневосточного ФО одним из косвенных способов поддержки развития рынка жилищного ипотечного кредитования станет введенный налог на недвижимое имущество. Повышение фискальной нагрузки на физических лиц может привести к существенным изменениям на рынке недвижимости, а именно увеличению предложения жилых помещений, которые в настоящий момент используются как инвестиции физических лиц, и как следствие – снижению цен [3].
Кризис 2008-2009 гг. охарактеризовался низкими объёмами предоставления ипотечных кредитов, отказом большинства банков от реализации ипотечных программ и ростом просроченной задолженности. Но, начиная с 2010 г., ссудная задолженность по ипотечным кредитам ежегодно увеличивается, динамика которой представлена на рисунке, что позволяет говорить о том, что именно ипотечное кредитование может стать основным механизмом, позволяющим населению приобрести недвижимость за счет кредитных ресурсов [5].
Таблица 1
Средняя цена 1 кв. м общей площади квартир на рынке жилья, накопленным итогом с начала года, руб.
Регион |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
РФ |
51 857 |
53 769 |
44 817 |
50 431 |
52 805 |
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФО |
49 211 |
49580 |
49 920 |
57 639 |
63 349 |
ПРИВОЛЖСКИЙ ФО |
37 175 |
33 747 |
35 959 |
40 865 |
45 044 |
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФО |
63 453 |
59 164 |
49 468 |
53 282 |
60 439 |
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФО |
25 111 |
- |
27 814 |
28 840 |
30 993 |
СИБИРСКИЙ ФО |
40 068 |
33 578 |
39 896 |
43 249 |
45 368 |
УРАЛЬСКИЙ ФО |
32 426 |
36 568 |
41 783 |
50 434 |
51 936 |
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФО |
74 854 |
80 450 |
61 077 |
69 382 |
71 452 |
ЮЖНЫЙ ФО |
43 979 |
43 160 |
41 051 |
44 201 |
44 930 |
Таблица 2
Среднедушевой доход населения, накопленным итогом с начала года, руб.
Регион |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
РФ |
17 008 |
18 717 |
20 713 |
22 719 |
25 270 |
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФО |
21 350 |
20 686 |
23 017 |
24 748 |
28 124 |
ПРИВОЛЖСКИЙ ФО |
16 151 |
15 489 |
17 067 |
19 270 |
21 644 |
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФО |
17 722 |
19 814 |
21 339 |
23 132 |
25 943 |
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФО |
10 118 |
13 590 |
15 311 |
17 145 |
18 817 |
СИБИРСКИЙ ФО |
10 860 |
14 647 |
16 390 |
17 829 |
20 012 |
УРАЛЬСКИЙ ФО |
11 760 |
21 284 |
22 968 |
24 910 |
28 216 |
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФО |
22 632 |
24 596 |
26 725 |
29 042 |
33 030 |
ЮЖНЫЙ ФО |
12 993 |
15 071 |
16 337 |
18 251 |
21 473 |
Объем выданных ипотечных жилищных кредитов, накопленным итогом с начала года, по данным Банка России, млн. руб.
Таким образом, необходимость государственной поддержки ипотечного кредитования объясняется влиянием ипотечного рынка на экономику страны в целом. Обеспечение государством снижения финансовых рисков участников ипотечного жилищного кредитования позволит оказать адресную областную поддержку некоторым категориям граждан, улучшающим свои жилищные условия с помощью ипотечного кредитования, привлечь в жилищную сферу сбережения населения и внебюджетные финансовые ресурсы, активизировать рынок жилья, а также стимулировать банковскую деятельность.
Библиографическая ссылка
Маковская Т.В. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12631 (дата обращения: 13.10.2024).