Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ

Маковская Т.В. 1
1 ПАО АКБ "Приморье"
1. Информационно-статистическая система [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ahml.ru/ru/agency/analytics/statsis
2. Кузьмичева И.А., Закирова М.А. Собираемость местных налогов в Приморском крае // Фундаментальные исследования. – 2014. – №8. – С. 928-932.
3. Литвин А.А., Ворожбит О.Ю., Химич Е.А. Введение налога на недвижимое имущество физических лиц во Владивостокском городском округе // Фундаментальные исследования. – 2014. – №9. – С. 813-817.
4. Сакеян А.Г., Даниловских Т.Е. Определение сущности человеческого капитала в целях его оценки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 1-1. – С. 113-116.
5. Фисенко А.И., Ночевкина Т.А. Тенденции и этапы развития национального ипотечного кредитования в современной России // Транспортное дело России. – 2013. – №5 (108). – С. 116-121.

На протяжении последних лет внимание к ипотечному жилищному кредитованию динамично возрастает. Модернизация условий жизни, образования, здоровья и культуры людей становится основной стратегической задачей государства, так как в современных условиях на экономический рост в большей степени оказывают влияние экстенсивные факторы, такие как инновационная восприимчивость экономики, интеллектуальный капитал, качество человеческого потенциала, то есть ключевое значение имеет человек и его возможности [4].

При этом жилищный вопрос относится к числу наиболее острых для большинства населения страны, так как жилье является особым товаром, капитальным благом, которое большая масса населения не может приобрести за счет текущих доходов.

Актуальность данной проблемы возрастает в связи с макроэкономической ситуацией, когда платежеспособный спрос граждан снижается, что позволяет говорить о практически невозможном гарантированном сбыте жилья без использования ипотечного кредитования. При этом развитие рынка ипотечного жилищного кредитования может способствовать не только улучшению жилищных условий населения, но и стимулированию спроса на рынке недвижимости и строительства, дать приток денежных средств на рынок жилья, оживить строительство и сопряженные с ним секторы промышленности, повысить доходность бюджетов всех уровней.

Необходимость государственной поддержки ипотечного кредитования обусловлена реализуемыми функциями данного инструмента:

1) реализация конституционных прав граждан на жилье;

2) регулирование темпов развития экономики страны и ее отдельных отраслей;

3) перемещение капитала и привлечение инвестиций в сферу материального производства;

4) страхование рисков и обеспечение гарантий возврата заемных средств;

5) стимулирование сбыта (оборота) недвижимого имущества, когда иные способы экономически нецелесообразны или юридически невозможны;

6) пополнение бюджетов всех уровней.

Для местных бюджетов увеличение налоговых поступлений от развития ипотечного жилищного кредитования является положительным шагом, так как на местные органы власти возложена важная задача осуществления социальной политики государства [2].

В сложившейся политической обстановке участие государства в поддержке становления и развития системы ипотечного жилищного кредитования становится основой для расширения данного рынка как в стране в целом, так и в регионах, где средняя цена 1 кв.м. ежегодно увеличивается. Динамика средней цены 1 кв. м общей площади квартир на рынке жилья. представлена в таблице 1 [1].

Для Дальневосточного федерального округа проблема приобретения жилья для граждан является особенно актуальной, так как цены на недвижимость существенно выше общегосударственных и региональных показателей. При этом среднедушевой доход населения, учитывая территориальное расположение региона, не существенно превышает усредненное общегосударственное значение. Динамика среднедушевого дохода населения в регионах и в РФ в целом представлена в таблице 2 [1].

Для Дальневосточного ФО одним из косвенных способов поддержки развития рынка жилищного ипотечного кредитования станет введенный налог на недвижимое имущество. Повышение фискальной нагрузки на физических лиц может привести к существенным изменениям на рынке недвижимости, а именно увеличению предложения жилых помещений, которые в настоящий момент используются как инвестиции физических лиц, и как следствие – снижению цен [3].

Кризис 2008-2009 гг. охарактеризовался низкими объёмами предоставления ипотечных кредитов, отказом большинства банков от реализации ипотечных программ и ростом просроченной задолженности. Но, начиная с 2010 г., ссудная задолженность по ипотечным кредитам ежегодно увеличивается, динамика которой представлена на рисунке, что позволяет говорить о том, что именно ипотечное кредитование может стать основным механизмом, позволяющим населению приобрести недвижимость за счет кредитных ресурсов [5].

Таблица 1

Средняя цена 1 кв. м общей площади квартир на рынке жилья, накопленным итогом с начала года, руб.

Регион

2009

2010

2011

2012

2013

РФ

51 857

53 769

44 817

50 431

52 805

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФО

49 211

49580

49 920

57 639

63 349

ПРИВОЛЖСКИЙ ФО

37 175

33 747

35 959

40 865

45 044

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФО

63 453

59 164

49 468

53 282

60 439

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФО

25 111

-

27 814

28 840

30 993

СИБИРСКИЙ ФО

40 068

33 578

39 896

43 249

45 368

УРАЛЬСКИЙ ФО

32 426

36 568

41 783

50 434

51 936

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФО

74 854

80 450

61 077

69 382

71 452

ЮЖНЫЙ ФО

43 979

43 160

41 051

44 201

44 930

Таблица 2

Среднедушевой доход населения, накопленным итогом с начала года, руб.

Регион

2009

2010

2011

2012

2013

РФ

17 008

18 717

20 713

22 719

25 270

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФО

21 350

20 686

23 017

24 748

28 124

ПРИВОЛЖСКИЙ ФО

16 151

15 489

17 067

19 270

21 644

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФО

17 722

19 814

21 339

23 132

25 943

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФО

10 118

13 590

15 311

17 145

18 817

СИБИРСКИЙ ФО

10 860

14 647

16 390

17 829

20 012

УРАЛЬСКИЙ ФО

11 760

21 284

22 968

24 910

28 216

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФО

22 632

24 596

26 725

29 042

33 030

ЮЖНЫЙ ФО

12 993

15 071

16 337

18 251

21 473

missing image file

Объем выданных ипотечных жилищных кредитов, накопленным итогом с начала года, по данным Банка России, млн. руб.

Таким образом, необходимость государственной поддержки ипотечного кредитования объясняется влиянием ипотечного рынка на экономику страны в целом. Обеспечение государством снижения финансовых рисков участников ипотечного жилищного кредитования позволит оказать адресную областную поддержку некоторым категориям граждан, улучшающим свои жилищные условия с помощью ипотечного кредитования, привлечь в жилищную сферу сбережения населения и внебюджетные финансовые ресурсы, активизировать рынок жилья, а также стимулировать банковскую деятельность.


Библиографическая ссылка

Маковская Т.В. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12631 (дата обращения: 13.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674