В последнее время в мире наблюдается устойчивое развитие информационных средств труда в информационном и материальном производстве. Все большую роль в экономическом развитии играет информация и ее качество. Понятие качества информации определяется как степень соответствия потребностям потребителя.
Отметим, что качество информационного ресурса – понятие относительное. Одна и та же информация может обладать различной оценкой качества для разных пользователей, во времени, обстоятельствах, целях и т.д. В этой статье мы будем определять качество информации относительно промышленного предприятия.
Выделим основные свойства информации, отвечающие за качество:
1) Релевантность – непосредственное отношение к делу (проблеме) информации;
2) полезность (или эффективность) – превосходство результата использования информации над затратами на ее получение;
3) полнота информации – свойство, отвечающее за целостность информации. В полной информации отсутствуют упущения;
4) понятность – ясность информации, не требующей расшифровки;
5) регулярность – поступление информации с определенной частотой;
6) ценность – свойство информации, в основном определяющееся совокупным характером задач и уровнями сложности проблем, которые решаются с ее помощью;
7) своевременность – свойство, при котором информация поступает в наиболее благоприятное время для принятия оптимального решения, выявления и устранения проблемы и т.д.;
8) достоверность – объективность информации, отсутствие в ней искажений.
Кроме вышеперечисленных свойств, которые характеризуют качество информации лишь «с одной стороны», существуют многопараметрические характеристики, с помощью которых соответственно оценивается качество информации. Такой характеристикой является гармоничность.
Гармоничность – соответствие свойств качества информации друг другу, отсутствие противоречий между ними. Так, достоверная информация потеряет свое качество, если будет поступать к руководителю не своевременно.
Информация, обладающая вышеперечисленными свойствами в высокой степени, существенно влияет на эффективность управления предприятием, повышает качество принимаемых управленческих решений.
Однако отметим, что даже высококачественную информацию можно испортить неэффективным представлением. Так, информационный ресурс, содержащий исключительно текст, воспринимается труднее, нежели информационный ресурс, содержащий графические элементы. Также необходимо помнить, что каждый воспринимает информацию субъективно, а значит, усваивает ее в несколько искаженном виде, в отличие от первичного вида, который создается распространителем этой информации. Задачей распространителя в данном случае будет являться доведение информации до субъекта восприятия с наименьшим искажением. Для этого могут использоваться различные приемы, с помощью которых субъект восприятия обратит внимание лишь на те части информации, которые наиболее важны, по мнению распространителя.
Эффективность использования информационных ресурсов оценивается с помощью двух показателей: отдача информационных ресурсов и эффективность информационных ресурсов.
Первый показатель представляет собой стоимостное выражение отдачи с одного рубля стоимости потребленных информационных ресурсов. Рассчитывается через следующую формулу:
ОИР = Выручка / СИР, (1)
где СИР – стоимость использованных информационных ресурсов за анализируемый период времени.
Эффективность информационных ресурсов показывает на сколько их использование позволяет уменьшать издержки производства в планируемом периоде. Рассчитывается через следующую формулу:
ЭИР = ЭЭ / ИП, (2)
где ЭЭ – экономический эффект, полученный предприятием от использования информационных ресурсов в заданном периоде; ИП – издержки производства в заданном периоде.
Говоря о качестве информации, нельзя не обратить внимание на такое понятие, как информационный потенциал производственного предприятия. Именно он позволяет управлять информационными ресурсами.
Информационный потенциал – система информационных ресурсов, методов хранения и переработки информации, обеспечивающая эффективность ее использования.
Оценка информационного потенциала производится на основе многочисленных показателей, которые можно классифицировать на пять групп:
1) Показатели, связанные с использованием информационных ресурсов;
2) показатели, связанные с улучшением организации управления;
3) показатели, связанные с улучшением организации труда;
4) показатели, связанные с улучшением организации производства;
5) показатели, связанные с повышением творческой активности работников.
Итак, информационные ресурсы имеют большое значение в функционировании предприятия. Информация, обладающая высокими качественными характеристиками, при её эффективном применении повышает конкурентоспособность предприятия, эффективность его работы, увеличивает его место и статус на соответствующем рынке.
Библиографическая ссылка
Капустенко И.С., Прошкина В.И. ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12623 (дата обращения: 09.10.2024).