В связи с последними событиями на юго-востоке Украины, присоединения Крыма к России, введение санкций против Российской Федерации возникает потребность рассмотреть возможные сценарии экономического развития нашей страны и дальнейшего курса в экономике.
Россия – великая страна, которая во все времена умела подниматься с колен и занимать достойное место в мировой политике, в большинстве случаев – это были лидирующие позиции. После распада СССР Россия чуть больше, чем за двадцать лет смогла установить стабильную политическую ситуацию в стране, наладить экономическое развитие, но существенным препятствием для дальнейшего развития нашей страны стали санкции мирового сообщества. Обусловленные иллюзорной военной агрессией на Украине, санкции США и Европы в отношении России нацелены на воспрепятствование нормальному взаимодействию отечественного бизнеса с западным. Кроме того, санкции блокируют возможность политического диалога, что ещё больше усугубляет ситуацию.
В ответ правительство нашей страны ввело свои защитные меры. В основном они имеют ярко выраженный протекционистский характер. Запрещен импорт ряда товаров и продовольствия из зарубежных стран, введены ограничения в финансовой сфере и т.п. СМИ сообщают о том, что всё это благоприятствует развитию отечественных товаропроизводителей. Но параллельно с этим мы видим постоянно снижающиеся прогнозы экономического развития России и рекордно низкий курс рубля. Как же будет развиваться экономика России в условиях экономических санкций? Именно этот вопрос определяет актуальность данной работы.
Экономические санкции против России
После того как Россия в марте 2014 года, вопреки протестам Запада, признала итоги общекрымского референдума, поддержала одностороннее провозглашение независимости Республики Крым и приняла её предложение о вхождении в состав России, США и Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия, Канада ввели в действие первый пакет санкций против нашей страны. Данные меры предусматривали замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включённых в специальные списки, а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включёнными в списки. Кроме указанных ограничений, было также предпринято сворачивание контактов и сотрудничества с Россией и российскими организациями в различных сферах. По мнению российской стороны, санкции США и ЕС являются неконструктивными и неприемлемы в качестве меры воздействия на Россию.
Последующее расширение санкций (апрель-май) было связано с обострением ситуации на востоке Украины. Организаторы санкций обвинили Россию в подрыве территориальной целостности Украины, а именно в поставке оружия пророссийским повстанцам (ополченцам). Следующий виток санкций был связан с катастрофой Boeing 777 в Донецкой области 17 июля 2014 года, причиной которой, по мнению руководства ряда государств, стали действия повстанцев, поддерживаемых Россией.
Перечислим наиболее яркие и масштабные примеры санкций запада против России:
1. 12.03.14 Организация экономического сотрудничества и развития приостановила процесс принятия России в свой состав.
2. 17.04.14 Европарламент принял резолюцию с призывом отказаться от строительства газопровода «Южный поток» на территории ЕС.
3. 25.04.14 было приостановлено участие России в Большой Восьмёрке.
4. 31.07.14 ЕС ввёл санкции против «Сбербанка России», банка ВТБ, «Газпромбанка», «Внешэкономбанка», «Россельхозбанка». Кроме того было наложено эмбарго на импорт и экспорт оружия и подобного материала в Россию.
5. 7.08.14 Андерс Фог Расмуссен генеральный секретарь НАТО во время визита в Киев заявил, что НАТО полностью прекращает сотрудничество с Российской Федерацией.
6. 12.09.14 ЕС запретил организацию долгового финансирования трех топливно-энергетических компаний России: «Роснефти», «Транснефти», «Газпром нефти».
Далее рассмотрим как повлияли санкции на деловые связи западных компаний с Россией в отраслевом разрезе.
Промышленность:
1. Американская корпорация Applied Materials отказалась поставлять оборудование для завода по производству микросхем MRAM-памяти в Москве.
2. К сентябрю 2014 года американская нефтяная компания ExxonMobil, являющаяся крупнейшей частной нефтяной компанией в мире, остановила работы по девяти из десяти проектов в России.
3. Германский концерн Rheinmetall прекратил поставки оборудования в Россию.
4. Французская компания Renault Trucks Defense, принадлежащая шведскому концерну Volvo, приостановила разработку совместного с Россией проекта боевой машины пехоты «Атом».
5. Французская компания «EDF Trading» отказалась от российского термального угля.
6. Итальянская фирма «Финкантьери» приостановила совместный с ЦКБ МТ «Рубин» проект по разработке малой неатомной подлодки S-1000.
7. Итальянская нефтеперерабатывающая компания Saras отложила планы по созданию совместного предприятия с ОАО «Роснефть» по продажам нефти и нефтепродуктов.
8. Швейцарско-нидердандский нефтетрейдер Vitol приостановил переговоры о привлечении у европейских банков и США около 2 миллиардов долларов для предоплаты Роснефти в обмен на последующие поставки нефти.
9. Нидерландско-британская нефтегазовая компания Royal Dutch Shell остановила сотрудничество с российской нефтяной компанией «Газпром нефть» в рамках совместного предприятия «Ханты-Мансийский нефтяной союз».
Финансово-экономическая сфера:
1. 21 марта 2014 года международные платёжные системы Visa и MasterCard прекратили обслуживание карт, выпущенных российскими банками, аффилированными с лицами из списка санкций США.
2. 16 апреля Банк Кипра прекратил работу всех своих отделений в Крыму.
Туризм:
Круизные компании отменили заходы своих лайнеров в крымские порты. В частности, о таком решении официально заявили Costa Crociere, Azamara. Oceania Cruises, Regent Seven Seas Cruises, Windstar Cruises, MSC Cruises, Червона Рута.
Присоединение к России города Севастополь, и Крымского федерального округа
За прошедшие годы экономическая политика России позволила достичь превышения уровня жизни россиян над украинскими соседями, однако, как можно заключить, оказалась неспособна продемонстрировать конкурентную привлекательность собственного пути развития перед европейским. Очевидная топливно-сырьевая основа экономики, отсутствие собственных высокотехнологичных товаров даже на внутреннем российском рынке, нарастающее расслоение общества по уровню доходов – все это Украина наблюдала на протяжении двух десятков лет на фоне внешне благополучной Европы. Россия в последнее время явно недооценивала баланс сил и мнений, складывающийся в соседней стране. А между тем отсутствие собственного внятного экономического курса и нестабильность политической системы сделали Украину крайне восприимчивой к ЕС и подготовили почву для социального взрыва во имя обещанного импорта быстрого счастья.
Результат – реалии сегодняшнего дня: Крым стал частью России, оставшаяся Украина в лице переходной власти рвется куда угодно – хоть в ЕС, хоть в НАТО, лишь бы подальше от России. США и ЕС, для которых развитие событий сначала виделось исполнением несбыточных желаний, пока не готовы предпринимать конкретных действий во благо Украины, ограничиваясь гневной риторикой и санкциями против России.
Основной надеждой как авторов санкций против России, так и поддерживающих эти действия, по мнению некоторых экспертов, можно считать приведение экономики страны к стагнации, дабы на предстоящих выборах 2018 года добиться изменения российской внешней политики путем избрания более лояльного к «западным ценностям» президента РФ. Именно в этих условиях, но за более короткий срок, России предстоит исполнять не только плановый сценарий развития, но и вывести два новых субъекта Федерации – Крымский федеральный округ и город Севастополь – на уровень не ниже общероссийского, обеспечив при этом полное включение полуострова в российскую инфраструктуру.
Новая территория и новые рынки
Сооружение объектов, позволяющих избавить Крым от статуса практически «островного» региона, потребует заметных денежных средств из российского федерального бюджета, при этом госкомпании, участвующие в строительстве и последующей эксплуатации этих объектов, также не останутся в стороне. В первую очередь планируется возведение четырехкилометрового моста через Керченский пролив, чуть меньший приоритет имеет гораздо менее затратный проект по организации электро- и газоснабжения региона. Последний проект относится к среднесрочной потребности – сегодня Крым полностью обеспечивает себя газом собственной добычи, а строительство газопровода увязывается с перспективой роста потребления.
Крымский мост является задачей наиболее оперативного решения и самым дорогим из планируемых объектов инфраструктуры. Предварительная минимальная оценка стоимости проекта – 50 млрд рублей, что примерно в полтора раза превышает стоимость недавно построенного дальневосточного моста на остров Русский. Заказчиком строительства назначена госкомпания «Российские автомобильные дороги», но присутствие интересов «РЖД» не исключает участие компании Владимира Якунина в софинансировании этой стройки [2].
Если бы это строительство не проходило в условиях озвученного ЕС поиска альтернативных источников энергоресурсов, то можно было бы ожидать отвлечения средств с программы модернизации БАМа и Транссиба на крымское направление. При этом обещанная сумма в размере более pic550 млрд рублей вполне могла бы сократиться на несколько процентов. Однако новая политическая реальность заставляет Россию одновременно развивать инфраструктуру как на юге, так и в Сибири – для обеспечения поставок энергоносителей в Китай и Юго-Восточную Азию. Так что крымские проекты не должны стать конкурентами сибирским железнодорожным инвестициям, а их стоимость не является источником повышенных рисков для российской экономики.
Сценарии экономического развития России в условиях санкций
Постепенно стихают рассуждения об угрозах экономических санкций, ситуация наполняется определенностью и отчетливее прорисовывается линия западных государств на отказ от невыгодных санкций. От подобных санкций действительно пострадали главные потребители российской нефти и газа, чьи публичные деятели восседают в управлении российскими компаниями, получая солидные гонорары, чьи экономики лишились бы дохода в туристическом бизнесе от потока российских туристов. Для США хуже было бы другое – если бы Россия, осознав свою зависимость, попыталась перестроить экономику на принципах частичной автаркии, балансируя свои торговые потоки между странами, диверсифицируя товарную структуру экспорта за счет коренной перестройки всей экономики [2].
Теперь же посмотрим на ситуацию по истечении времени: ожидаемых грозных санкций применено не было, точечные удары стали своеобразной проверкой на прочность, позволив в стране запустить слабые механизмы перестройки, что поняли и на Западе. Но как в итоге эта ситуация отразится на стране? Каково будущее экономического развития России? Продолжит ли она свой курс на дальнейшую десуверенизацию экономики? Развернется на 180 градусов и попадет в зависимость от Востока? Перестроит экономику на качественно новый уровень? Или продолжит инертно прежний курс, проводя поверхностные изменения? Какой из сценариев развития наиболее вероятный?
Курс на дальнейшую десуверенизацию экономики
Этот сценарий крайне выгоден для Запада. По инерции на практике его реализует неолиберальное крыло, пропитанное ошибочными теориями. Так, неолибералы говорили о необходимости снижения доли оплаты труда в ВВП, сейчас вновь предлагается восполнить государственные потери за счет населения: это инициатива о повышении пенсионного возраста, которая, хотя, на Гайдаровском форуме и осталась малозамеченной, сейчас вновь была озвучена с адресацией на Крым, где пенсионный возраст женщин выше российского. Десуверенизация продолжится и дальше, если страна будет углублять свою сырьевую специализацию, увеличивать сырьевую составляющую в товарной структуре экспорта, уменьшать государственные расходы, сокращать государственные инвестиции в основной капитал. Учитывая инертность государственно-управленческих решений, этот сценарий остается одним из самых вероятных.
Зависимость от Востока
Россия традиционно еще в силу своего геополитического положения смотрит одновременно на Запад и Восток, при этом на данном историческом отрезке западное направление преобладает. В последний год развернулась дискуссия о необходимости поворота на Восток с целью диверсификации партнеров. Восточное направление – это, во-первых, географически близкий к нам регион, во-вторых, это динамично развивающийся рынок с высокими темпами роста, в-третьих, это регион, открытый к сотрудничеству. Сейчас доля стран Восточной и Юго-Восточной Азии в торговом балансе значительно ниже ЕС, сотрудничество в инвестиционной сфере также слабое.
О приоритетности восточного вектора говорят некоторые факты. Это и провозглашение национальным приоритетом развитие Дальнего Востока, пересмотр действующей Энергетической стратегии в пользу активизации сотрудничества со странами АТР, поездки бизнес-верхушки во Вьетнам и Японию, организация первой российской бизнес-миссии в страны АСЕАН во главе с заместителем министра экономического развития РФ Алексеем Лихачевым. Традиционно крупнейшими восточными партнерами для России были соседние государства – Китай, Япония и Корея.
Чрезмерная ориентация на Восток, а точнее на китайский рынок, действительно может поставить страну в зависимость от Китая. Уже сейчас на КНР приходится 16,7% всего импорта, то есть именно этот восточный сосед выступает главным поставщиком в Россию, опережая Германию и даже в совокупности торговлю со странами СНГ. В идеале России следует расширять экспорт в Китай, а не превращаться в потребителя китайских товаров. Сейчас мы закупаем у Китая высокотехнологичную продукцию, в то время как сами продаем топливно-энергетические ресурсы (74%).
Россия наиболее динамично взаимодействует с Сингапуром и Вьетнамом. Главными преимуществами торговли с этим регионом российская бизнес элита считает взаимодополняющий характер наших экономик, высокую долю экспорта машинно-технической продукции. Но в то же самое время географическая отдаленность, иной менталитет, разрыв прежних связей, установленных в советское время, низкий объем инвестиционного сотрудничества говорят о том, что этот рынок в ближайшие годы не сможет воздействовать в целом на баланс сил [5].
Перестройка экономики
Данный сценарий был бы наиболее желательным для России. И действительно многими политиками и экономистами ситуация с санкциями была воспринята как шанс для российской экономики избавиться от чрезмерной внешней зависимости. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко на встрече Президента с членами Совета палаты выразила мнение, что угроза санкций «должна заставить нас отмобилизоваться в первую очередь с опорой на собственные силы, повысить эффективность нашей экономики, провести, наконец, реформу экономики, о которой давно говорят». Не менее оптимистично настроен и советник Президента С.Глазьев, который, выступая на Московском экономическом форуме, указал на то, что Россия, которая сейчас нужна мировому рынку как источник сырья и покупатель иностранной валюты, под угрозой санкций возможно и сможет кардинально изменить цели, задачи и инструменты, чтобы выгоду от всего получало в первую очередь государство, а не офшорные олигархи. Среди предложений Глазьева, направленных на перестройку экономики, были, в частности – импортозамещение за счет развития собственного производства не в виде сборки из импортных деталей, а полное производство. Напомню, что сейчас в России уровень загрузки производственных мощностей продукции машинного оборудования и комплектующих от 10 до 40%, то есть резервы для собственного производства имеются. Он также предложил перейти на расчеты в рублях по экспорту энергоносителей, импорту, создать внутренний механизм кредита, чтобы займы не осуществлялись на внешнем рынке, для этого как минимум необходимо снизить ставку рефинансирования, ввести механизм длинных денег через рефинансирование под низкие процентные ставки, увеличить объем золота в 2 раза (сейчас в структуре ЗВР доля золота непомерно ниже доли резервов в иностранной валюте, что создает дополнительные риски для экономики страны), ввести закон о политике ценообразования, провести деофшоризацию. Последняя проблема для России – одна из самых актуальных в этом году. Во-первых, о ней говорил Президент в своих посланиях. Во-вторых, по прогнозам в текущем году из-за присоединения Крыма отток капитала может стать рекордным и достигнуть 150-200 млрд. долларов. Это значит, что и без того балансирующая между стагнаций и рецессией российская экономика будет лишена необходимых ей денежных средств. В-третьих, офшоризация уже достигла таких пределов, что ежегодно российский бюджет недополучает колоссальное количество денежных средств.
Подобный сценарий для России был бы самым выгодным и единственно оздоравливающим страну, но он потребует колоссальной мобилизации имеющихся ресурсов и времени, продуманной политики и готовности отойти от сложившихся ошибочных парадигм и противостояния олигархической верхушке [3].
Инертность экономической политики
Этот сценарий может быть реализован по принципу «не навреди», то есть не усугуби ситуацию ошибочной непродуманной политикой. С учетом последних событий, вероятно, этот сценарий и будет реализован в России. Коренных решений не предпринимается, появляются законы точечного реагирования – это и ограничение «золотых парашютов» для топ-менеджеров госкомпаний, разработки закона о деофшоризации экономики, при этом принят будет сравнительно мягкий вариант, планируется дать ряд преференций отечественному бизнесу при размещении госзаказа, запретить закупку импортного оборудования государственными органами, но все эти меры не простимулируют экономику. Уже сейчас инвестиции в основной капитал падают [1].
Заключение
Очевидно, что ущерб от западных санкций для России весьма существенен. Наша страна чем-то стала напоминать себя в эпоху железного занавеса, только занавес этот теперь снаружи. При этом отечественные политики и эксперты констатируют, что давление мирового сообщества на нашу страну бессмысленно и наносит ущерб не столько политическим интересам, сколько общему бизнесу и обычным людям.
Чем обернутся для России санкции мирового сообщества – покажет время. Пока государству удаётся справляться с их воздействием, более того – отечественные производители активно осваивают освободившиеся ниши и наращивают производство. Однако, глобально – экономика России глубоко интегрирована с мировой и серьёзно от неё зависит. А значит, придётся договариваться и вместе искать пути выхода из сложившихся проблем. Но в целом, экономическое развитие России на современном этапе показывает, что экономика нашей страны окрепла и даже в условиях внешней изоляции и давления (санкций) продолжает эффективно работать [4].
Библиографическая ссылка
Вагина В.О. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12610 (дата обращения: 12.10.2024).